В четверг грузинский парламент единогласно принял постановление о необходимости замены российских миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта на международных. В окончательном варианте документа говорится: «Ход выполнения обязательств миротворческими силами, расположенными на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области, в рамках их мандата можно оценить крайне отрицательно, а действия Российской Федерации – как попытку перманентной аннексии данного региона Грузии».
Российские миротворцы, как записано в тексте постановления, признаны «неэффективными». В связи с этим правительству Грузии «поручается пересмотреть Сочинское соглашение от 24 июня 1992 года (Дагомысское соглашение), и другие соглашения, принятые по этому вопросу, с целью замены действующего миротворческого контингента на эффективную международную миротворческую операцию».
Напомним, российский миротворческий контингент был введен в зону грузино-осетинского конфликта по Сочинскому соглашению, подписанному в 1992 году Эдуардом Шеварднадзе и Борисом Ельциным. Этот документ не был ратифицирован ни российскими, ни грузинскими депутатами. Председатель комитета парламента Грузии по юридическим вопросам Леван Бежашвили уверен, что «Дагомысское соглашение - это двусторонний документ, и каждая из сторон вправе аннулировать его в одностороннем порядке».
Как заявила по окончании заседания спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, «неэффективность» российских миротворцев связана с тем, что они «защищают в зоне конфликта своих граждан и являются реальной стороной в конфликте».
Списка нейтральных стран, готовых в ближайшие сроки заменить существующий в зоне конфликта контингент, пока нет. О том, кем будет наполняться эта нейтральная миротворческая миссия, Грузия намерена в ближайшее время говорить с международным сообществом.
Говоря о том, что в постановлении парламента не определены сроки пересмотра Сочинского соглашения от 1992 года и вывода российских миротворцев, Бурджанадзе подчеркнула, что «вывод миротворцев никогда не являлся для Грузии самоцелью». «Главная наша цель – обеспечить мир в зоне конфликта и одновременно – урегулировать этот конфликт», - отметила глава парламента.
МИД России вчера объявил, что решение грузинских законодателей указывает на то, что «Грузия может встать на путь, ведущий к дестабилизации всего региона». Находящийся в Вене глава МИД России Сергей Лавров заявил, что происходящее вокруг миротворцев «переходит всякие границы» и что грузинское руководство не может наладить прямой диалог с Цхинвали, и потому пытается «свалить беды на Россию».
Что касается Сочинского соглашения, то Лавров заявил, что пересмотреть его можно только с участием всех сторон. А в одностороннем порядке, сказал Лавров, можно только выйти из соглашения. По его словам, речь в данном случае идет не о недостатке механизмов, поскольку есть Смешанная контрольная комиссия (СКК), в которой также работают и наблюдатели от ОБСЕ и других международных организаций.
Российский министр напомнил, что на следующей неделе планировалось проведение очередного заседания СКК в Вене. Лавров считает, что если бы все решения, которые там достигаются, выполнялись, проблем могло бы быть меньше. Именно грузинская сторона отказалась на декабрьском заседании СКК от предложения выработать конкретный план урегулирования конфликта на основе трехэтапного подхода, который в свое время был предложен именно президентом Грузии, напомнил он.
Министр подчеркнул, что в декабре в Москве именно грузинская сторона отказалась от предложения ОБСЕ принять заявление о неприменении силы в разрешении грузино-южноосетинского конфликта.
В заключение глава российского внешнеполитического ведомства напомнил о регулярно предъявляемых фактах, свидетельствующих о невыполнении грузинской стороной своих собственных обязательств по добровольно достигнутым решениям в рамках Совместной контрольной комиссии. Российская сторона готова это обсуждать. По мнению Лаврова, и грузинская сторона к этому готова. Лавров рассчитывает, что исполнительные власти Грузии ответственно подойдут к этой ситуации.
А в Минобороны России заявили, что постановление грузинского парламента в ближайшее время на деятельности миротворцев не скажется. По информации пресс-службы оборонного ведомства, «российские миротворцы продолжают выполнять задачи по поддержанию мира в зоне конфликта в рамках своего мандата».
Между тем в четверг утром госминистр Грузии Георгий Хаиндрава вылетел в Москву на переговоры. «Мы, как минимум, должны нейтрализовать тот негативный фактор, который имеется в наших отношениях», - сказал госминистр журналистам перед вылетом в тбилисском аэропорту.
Госминистр сообщил, что правительство Грузии в обязательном порядке будет выполнять постановление парламента. «Естественно, нам дана задача, и мы будем ее решать. Как мы будем ее решать - во многом зависит от того, насколько конструктивной будет позиция российской стороны», - подчеркнул Хаиндрава. Вместе с тем он исключил возможность применения силы в отношении российских миротворцев в Южной Осетии.
Претензии грузинской стороны во многом вызваны изначальным отсутствием согласованной позиции между двумя странами по поводу задач миротворческого контингента, сказала в интервью «Полит.ру» председатель совета Средиземноморско-Черноморских проблем Института Европы доктор исторических наук Алла Язькова.
По ее словам, ситуация осложняется еще и тем, что в самом руководстве Грузии нет единой позиции по южноосетинскому вопросу и присутствию миротворческих сил в зоне конфликта. «Многие громогласные заявления грузинских политиков по данному вопросу направлены, прежде всего, не на урегулирование конфликта, а на повышение собственного рейтинга в самой Грузии», - говорит эксперт.
Тем не менее, подчеркнула Язькова, грузинская сторона в данный момент готова к переговорам с Россией на любых уровнях. При любом исходе переговоров немедленный вывод российского контингента из зоны южноосетинского конфликта на данный момент невозможен, хотя бы в силу климатических условий в регионе, а потенциальная возможность военного конфликта в Южной Осетии минимальна, сказала Язькова.