Двусторонние переговоры с США по присоединению России к ВТО завершились, как известно, опубликованием совместного заявления от 10.11.06. В нем констатировалось достижение правительственными делегациями обеих стран договоренности по всем принципиальным условиям «Соглашения по доступу на рынки товаров и услуг в рамках переговоров о присоединении России к ВТО».
При этом было подчеркнуто, что «соглашение предусматривает формирование справедливых и предсказуемых условий торговли товарами и услугами, которые имеют наиболее важное значение для обоих государств…» и что «неотъемлемой частью соглашения станут также положения, относящиеся к обеспечению эффективной защиты прав интеллектуальной собственности…».
Далее было заявлено, что «обе делегации в настоящее время проводят внутренние консультации, с тем чтобы обеспечить подписание двустороннего соглашения по доступу на рынки в рамках встречи Президентов России и США на саммите АТЭС в Ханое во второй половине ноября».
Как известно, историческое соглашение было подписано министром экономического развития и торговли России Германом Грефом и торговым представителем США Сьюзен Шваб, в точном соответствии с этим планом по обстоятельствам места, действия и времени – 19 ноября 2006 года.
Не имея доступа к какой-либо конфиденциальной информации по поводу предмета упомянутых внутренних консультаций, я попытался реконструировать их содержание, изучая постановления Правительства РФ, которые были приняты в промежутке между публикацией совместного заявлением и подписанием соглашения в Ханое, то есть с субботы 11 ноября по субботу 18 ноября.
За это время на сайте правительства появилось 26 постановлений, из которых с легкостью исключаются заведомо нерелевантные. Ну, в самом деле, какое дело вашингтонским переговорщикам до «Состава схем территориального планирования РФ» или же до обновленного «Положения о призыве на военную службу граждан РФ», тем более – до «Методики распределения между субъектами РФ субвенций из федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий РФ в области водных отношений…»
В сухом остатке остаются постановления, так или иначе связанные со «справедливыми и предсказуемыми условиями торговли», а также с «интеллектуальной собственностью».
Хорошо известно, что эти самые справедливые и предсказуемые условия долгое время никак не удавалось согласовать самым искусным переговорщикам, покуда твердую политическую волю не проявили президенты обеих стран. Президент России, отдавая должное «доброй воле, профессионализму и в лучшей степени, и в прямом смысле этого слова, деловому подходу, проявленному на экспертном уровне – как с американской, так и с российской стороны», дал прямое указание «безусловно обеспечить приоритет и интересы коренного населения России и на рынке труда, и в сфере торговли». Эта позиция была своевременно и в полной мере отражена постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ».
Не удержусь от удовольствия привести пространную цитату из этого исторического документа, снявшего, надо полагать, одно из последних препятствий для вступления нашей страны в ВТО:
«Установить на 2007 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации, следующие виды деятельности в сфере розничной торговли, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности:
а) розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
б) розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
в) розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62) - в размере 40 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами, на период с 15 января до 1 апреля 2007 г. и 0 процентов – на период с 1 апреля по 31 декабря 2007 г.;
г) прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63) - в размере 40 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами, на период с 15 января до 1 апреля 2007 г. и 0 процентов – на период с 1 апреля по 31 декабря 2007 г.
2. Хозяйствующим субъектам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации».
Этот хорошо продуманный и изящно выполненный документ получил заслуженную поддержку Президента РФ, который отметил, встречаясь с премьер-министром в Ново-Огарево, что розничная торговля – «это не тот сектор экономики, где у нас существует дефицит рабочей силы. У нас своей рабочей силы достаточно».
Слова президента немедленно подтвердил официальный представитель МЭРТ, заявивший, что «считает необоснованными утверждения о том, что вступление в ВТО вызовет наплыв иностранной рабочей силы в Россию». Он обратил внимание, что «Российская Федерация сохранит все меры, регулирующие рынок труда и приток иностранной рабочей силы. Что касается ключевого персонала, который иностранные компании могут переводить в свои подразделения в России, то предусматривается ограничительный срок его пребывания в стране».
Руководствуясь экспертными проработками и доброй волей, проявленной «как с американской, так и с российской стороны», Президент РФ столь же четко подтвердил тезис по поводу достаточности собственной рабочей силы в сегменте профессионального спорта: «Следующая проблема заключается в избыточном количестве иностранных легионеров в наших футбольных клубах, их слишком много. Нужно, на мой взгляд, это количество ограничивать… избыточное количество легионеров подавляет рост молодых и талантливых игроков».
Я специально ждал до позднего вечера 21 ноября: ЦСКА безнадежно проигрывал «Порту». Карвальо, Вагнер Лав и Дуду подавляли рост молодых и талантливых россиян. Самый лучший из наших футбольных клубов давал дополнительные основания скептикам и маловерам для лживых утверждений по поводу принадлежности отечественных ПФК к числу «хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Российской Федерации некоторые виды деятельности в сфере розничной торговли, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности».
Между тем соответствующее постановление правительства так и не появилось на сайте правительства.
Я тут же вспомнил важную оговорку, сделанную в упомянутом совместном заявлении от 10.11.06 г.: «после встреч в Ханое Россия и США возобновят работу по оставшимся на переговорах о присоединении вопросам на многостороннем уровне, в рамках Рабочей группы по присоединению России к ВТО в Женеве с участием других членов Рабочей группы». Так что еще не все потеряно…
Можно с уверенностью ожидать, что после нового раунда переговоров на Рабочей группе в Женеве Правительства РФ выпустит, наконец, давно ожидаемое постановление: «О приведении национального и социального состава игроков профессиональных футбольных клубов, входящих в ПФЛ, в соответствие с национальным и социальным составом Российской Федерации». Также вполне ожидаема правительственная директива владельцам профессиональных футбольных клубов, входящих в ПФЛ: «воздерживаться от назначения на руководящие должности лиц национальности капиталистических государств».
Читатели старшего поколения хорошо помнят эти фразы. Они давно признаны важнейшими объектами интеллектуальной собственности державы, распад которой произошел через год после подачи первой заявки на вступление в ВТО и одновременно с ликвидацией ГТО, став при этом, как известно, «крупнейшей геополитической катастрофой века».
К комплексу ГТО – еще одному важнейшему объекту интеллектуальной собственности той же державы – непосредственно относится постановление Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. №677 «О внесении изменений в Приложение №1 к Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
Здесь, к сожалению, российской стороне пришлось идти на серьезнейшие уступки вашингтонским переговорщикам.
В первоначальном тексте Приложения №1 к упомянутой государственной программе была предусмотрена разработка и внесение в установленном порядке проектов постановления Правительства РФ об учреждении:
памятной медали «Патриот России», вручаемой «за проявление патриотизма в общественной, служебной, военной и трудовой деятельности» и призванной «стимулировать условия для возрождения и воспитания патриотизма как национальной идеи России»;
почетного знака «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации», призванного «повысить престиж и авторитет активных организаторов патриотического воспитания граждан».
Разработку обоих проектов за весьма скромные деньги (2,8 млн рублей) должен был выполнить Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ (Росвоенцентр) по согласованию с рядом федеральных ведомств.
Таким образом, права интеллектуальной собственности «на возрождение и воспитание патриотизма как национальной идеи России» были бы выкуплены Правительством РФ у коллектива изобретателей за какие-нибудь 105 тысяч долларов США.
Видимо, поддавшись нажиму американских партнеров и не желая испортить праздник в Ханое, российские переговорщики уступили: постановлением от 13.11.06 г. №677 права на учреждение обеих наград были просто переуступлены Росвоенцентру. При этом дальнейшее урегулирование прав интеллектуальной собственности на обозначенную идею предстоит, надо полагать, в тех же рамках «Рабочей группы по присоединению России к ВТО в Женеве».
Думаю, что наиболее жесткий спор шел по поводу еще одного положения того же постановления. В итоге нашим переговорщикам удалось отстоять сохранение исходной формулировки в пункте 3 Приложения №1 к упомянутой государственной программе. Было подтверждено, что до конца текущего года Росспорт, Минобороны России, Минобрнауки России и РОСТО (ДОСААФ) должны разработать и внести в установленном порядке проект постановления Правительства РФ об утверждении положения о спортивно-техническом комплексе «Готов к труду и защите Отечества».
Ожидаемым результатом этого мероприятия, восстанавливающего комплекс ГТО (1931 - 1991), должно стать «повышение интереса молодежи к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества».
Таким образом, нам удалось защитить права преемства на торговую марку ГТО как объект интеллектуальной собственности без последующих обсуждений на Рабочей группе в Женеве по присоединению России к ВТО.
Если все сложится удачно, то в старое ВТО и новое ГТО мы с вами вступим одновременно. Поистине – поле чудес…