будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Усыскин Лев

Губернатор "уплотнительной" застройки

Законодательное собрание Петербурга приняло в первом чтении закон, существенным образом сужающий возможности населения участвовать в процессе получения застройщиками разрешений на строительство в городской черте. Говоря конкретно, закон вводит новые правила проведения так называемых общественных слушаний – обязательной процедуры, на которой жители прилегающего к будущей стройплощадке района могут высказать свое отношение к будущему строительству. Надо сказать, что и прежде не существовало четкой процедуры выявления и учета интегрального голоса общественности. Зато был четкий регламент проведения самих слушаний, оповещения о них жителей и т.д., зачастую нарушавшийся застройщиками либо администрацией муниципальных образований, готовивших эти мероприятия. Такие нарушения давали инициативным представителям общественности возможность оспаривать выдачу разрешений на строительство в судебном порядке и, в виде обеспечительной меры, замораживать стройку на длительное время. Помимо этого, сам хэппининг слушания часто становился исходным пунктом самоорганизации граждан, не согласных с предложенными строительными проектами. На слушаниях знакомились, договаривались, согласовывали позиции. И начиналась борьба, нередко заканчивавшаяся победой, – целый ряд проектов т.н. «уплотнительной» застройки был остановлен волей негодующих граждан, вопреки проплаченным на всех уровнях взяткам. Порой это происходило с демонстрацией недюжинного креатива – так, одно из разрешений администрации на строительство было отменено после того, как жители окрестных домов торжественно, с участием известных деятелей культуры и шоу-бизнеса, заложили на месте грядущей стройки мемориальный сквер. Есть в Питере и своя звезда – адвокат Баклагин, специализирующийся исключительно на правовом противодействии «уплотнителям».

Стоит сказать, что проблема «уплотнительной» застройки в исторической части Петербурга – действительно, одна из актуальнейших. Несмотря на стремительное разрушение архитектурной уникальности центра, изношенность инженерных сетей, отсутствие нормальных парковок и крупных современных торговых комплексов, он все еще привлекателен для обеспеченной публики. Застройщики, понятно, стараются возвести высококлассное жилье на каждом свободном пятачке. Граждане же, во-первых, стараются отстоять свои садики и спортплощадки. И, во-вторых, небезосновательно опасаются разрушения своих домов в ходе нового строительства на паршивых питерских почвах – от этого риска, кстати, не страхует граждан ни одна сколько-нибудь приличная страховая компания (обычная оговорка страхового контракта, набранная, как правило, самым маленьким шрифтом). Ирония ситуации состоит в том, что и те, и другие, наверное, не совсем правы – приоритет в борьбе с подобной застройкой следует отдавать не строительству и не озеленению, а организации парковочных мест, но этого еще никто не произнес вслух.

И вот по слушаниям нанесен удар. Выделены случаи, когда их проведение вообще становится необязательным, – чиновники ссылаются при этом на кулуарно принятый ими Генплан. Дескать, все, что в нем подписано, не нуждается в общественном утверждении. Там же, где слушания остаются обязательны, они, с одной стороны, могут проходить по более легкому регламенту, с существенно менее жесткими требованиями к предварительному информированию граждан. А с другой – ставят более узкие рамки на сроки и формы подачи жителями возражений к проектам. Становится практически невозможно в установленные сроки провести качественный анализ, проконсультироваться у специалистов и составить грамотный документ.

Таким образом, контролирующей городское Законодательное Собрание администрацией губернатора сделан еще один сильный ход для того, чтобы Петербург лишился своего, возможно, главного архитектурного эксклюзива – крупных массивов сплошной исторической застройки, отличающейся высоким уровнем общей архитектурной культуры. Чего в Москве уже почти нет. То же, что строят в центре сейчас, в абсолютном большинстве едва ли может таковым уровнем похвастать. Во всяком случае, в том, что касается внешних эстетических достоинств зданий (фасадов).

Особо обидна именно творческая безликость авторов проектов – безликость не из желания удешевить смету, например, а просто из импотенции. И вся шеренга согласователей подмахивает такие проекты, видать, безропотно. Достаточно взглянуть на эти новостройки, и становится, в общем, понятно, как устанавливаются рамки допустимого: дело в том, что во многих кварталах старых районов города уже присутствуют отдельные невнятные здания: зачастую это застройка нищей середины сороковых годов, заполнявшая лакуны, образованные немецкими артобстрелами и бомбардировками. Слава богу, таких домов немного, но они есть практически в каждом квартале. Новые дома, вырастающие рядом, выглядят так, что показав рукой на эту невнятицу, можно было бы сказать – мол, видите, новое-то получше даже того, что уже есть в вашем историческом центре… Говоря иначе, критерий здесь – не хуже самого худшего.

А самое худшее – увы, безобразно и безлико; хорошо лишь, что его до сих пор было немного. Но теперь становится больше – понятно, что описанный подход порождает цепную реакцию. Впрочем, раз в несколько лет власти словно бы спохватываются: происходит какое-нибудь совещание по вопросам архитектуры, на нем широковещательной и многошумящей критике подвергаются какие-нибудь особо безобразные проекты из уже реализованных, – вроде комплекса высоченных жилых домов на Стрелке Васильевского острова – но что же сделаешь: не рушить же построенное, в самом деле?!

Увы, все это более чем закономерно. Достаточно вспомнить историю нынешней питерской власти. Валентина Матвиенко, как известно, на сегодня – выбранный населением губернатор. Однако выбранный, что называется, без любви. Несмотря на беспрецедентное для того времени давление федерального центра, несмотря на устранение с электорального поля действительно интересных населению кандидатов – таких, например, как глава тогдашнего «Ленэнерго» Андрей Лихачев, – несмотря на крайне низкую популярность предыдущей администрации, за госпожу Матвиенко проголосовало в 2003 году менее 18% от списочного состава избирателей. Людям, судя по всему, хотелось чего-то иного: возможно, кого-то вроде нынешних Хлопонина или Зеленина – губернатора иной социальной природы, нежели комсомольско-мидовская и холуйско-чиновничья. И люди своим волеизъявлением довольно однозначно продемонстрировали, что новую власть особо не поддерживают.

Тогда власть стала искать другой поддержки – причем федеральный центр для этого не годился: поддержка требовалась здесь, на местном уровне. Опустим промежуточные выкладки, показывающие, что выбор был крайне небогат. В конце концов, он был сделан в пользу одной, но мощной отрасли городского бизнеса – строительной. Точнее – в пользу ее подотрасли, застройщиков, – компаний, возводящих в Петербурге массовое жилье. Представители этих компаний заняли тогда, в 2003 г., ряд руководящих постов в администрации. Результаты последовали. Причем, довольно неоднозначные: так, городским властям ДЕЙСТВИТЕЛЬНО удалось ощутимо продвинуться в сторону организации настоящих тендеров по закупкам в рамках горзаказа. То есть сегодня порой можно принять участие в тендере и выиграть его, не платя взяток и не имея инсайдерской информации. Не всегда, не везде – но кое-где можно. Это хорошо.

А вот планомерная атака на историческую застройку – это, безусловно, плохо. Здесь подход комплексный: и замена старых кадров – главного архитектора и главного художника города (которые, впрочем, и были-то не супер – но хоть каких-то рамок придерживались), и понижение охранного статуса территорий, и принятие упомянутого уже Генплана. Здесь же и устранение такого препятствия, как обеспокоенная общественность.

Какова же мораль? В июне обязательно приезжайте в Питер – воистину, уходящая натура!

См. также:

  • Гриценко. Столичные барьеры жилищного строительства
  • Вишневский. Петербург при новой власти

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).