будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия образование школа
Июль 1, 2025
Страна
Александров Даниил

Guided learning в цифровой среде

Guided learning в цифровой среде
800-600_KFrPMXN

Продолжение публикации читайте здесь

Цифровизация образования поможет школе охватить универсальные виды грамотности и преодолеть разрыв между нею и миром, полагает профессор Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. Он стал рецензентом проекта, посвященного исследованию задач современного школьного образования. 

Как пишет газета «Коммерсантъ», речь идет об исследовании «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра», подготовленном совместно Институтом образования НИУ ВШЭ и благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Исследование отвечает на вопрос, что должны уметь российские школьники, чтобы быть успешными в будущем.

 
Открытый урок в московской школе / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

В частности, исследователи пришли к выводу, что в школе должны учить детей мыслить, взаимодействовать с другими и с самим собой, а также преподать им несколько видов базовой грамотности, включая финансовую и гражданскую. По мнению Виктора Болотова, именно цифровизация образования позволит школе охватить все универсальные виды грамотности.

О цифровизации школы и различии этого понятия с понятием цифровизации школьных учебников с «Полит.ру» поговорил профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий лабораторией социологии образования и науки Даниил Александров. 

 
Даниил Александров

«Доклад Института образования о новой грамотности – очень важная и разумная работа, имеющая обобщающий аналитический характер и подводящая итоги многим обсуждениям, которые сейчас идут в мире. Мы живем в новом информационном мире, и это надо осмыслить.

Когда мы говорим о новой грамотности и цифровых технологиях, то прежде всего надо сказать, что цифровизация школы не имеет никакого отношения к цифровым учебникам. Дело не в учебниках, а в том, что сейчас почти все дети обладают в виде телефонов довольно сильными компьютерами и пользуются цифровыми технологиями. Школа должна освоиться в этом новом мире и приспособиться к новым практикам жизни людей, чтобы использовать именно практики и привычки людей их для обучения. Вот в этом и состоит задача цифровизации школы.

Преподаватель должен научиться работать с детьми, которые все время пользуются Яндексом в смартфоне. Это реальность, нравится она нам или нет, и с ней ничего нельзя поделать. Соответственно, школа должна с этим уметь работать.

Когда-то школа работала с детьми людей, которые занимались сельским хозяйством, и нужно было научить этих детей читать и, в лучшем случае, писать. В XIX веке в большинстве стран, в том числе и стран Европы, неграмотные крестьяне составляли большинство населения. Сейчас мы имеем дело с учащимися, у которых есть телефоны, причем у подавляющего большинства в них есть интернет. Школьные практики к этой новой реальности мало приспособлены. Как лучше всего работать с этой реальностью практически, не знает пока толком никто, в том числе и создатели упомянутого доклада. Но они начинают важный разговор.

При этом уже ясно, что цифровизация учебников здесь никак не поможет, а только навредит. Дело в том, что цифровые учебники уже показали себя хуже бумажных в деле освоения предметов. Для меня это просто данность современной образовательной науки: любые тексты – и учебные материалы, и художественная проза – представленные на планшетах, усваиваются хуже, чем представленные в бумажном виде.

 
Девушка с книгой / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Этому пока нет исчерпывающих объяснений, но похоже, что телесный опыт взаимодействия с печатной книгой помогает когнитивным процессам. Как было показано учеными, даже наличие в современных планшетах возможности делать заметки не помогает. И, к слову, было показано, что писать рукой на бумаге полезнее для освоения материала, нежели чем печатать на клавиатуре. Тело тесно связано с мыслью.

Более того, при формировании идеологии новой грамотности очень важно помнить, что в современной науке об обучении (science of learning), показано: многие традиционные методы преподавания (например, конспектирование текста, выполнение домашних работ в письменном виде, письменный же отклик преподавателей на эти письменные домашние работы) работают очень хорошо как в школе, так и в вузе.

Эффективность этих преподавательских практик очень высока – в отличие, например, от самостоятельного проектного или группового обучения. Потому что обратная связь с учителем с точки зрения скорости и глубины усвоения материала в несколько раз эффективнее, чем самостоятельный полет студентов, которые ищут какую-то информацию. Польза от самостоятельной проектной работы – это миф.

Серьезные современные исследования образования появляются сейчас как раз на фоне ситуации нового поведения учащихся и множества инноваций в образовании. В нашу жизнь пришли цифровые книги, идеи проектной работы, возможности детей самим искать информацию в Интернете. Но доказательная образовательная политика говорит нам, что многие эти инновации неэффективны. Они не приносят вреда, но по сравнению с традиционными формами обучения их эффективность близка к нулю. Самостоятельная групповая работа хуже, чем guided learning – когда есть учитель или, в конце концов, просто более старший товарищ, который подсказывает, как надо учиться.

 
IX Московский международный открытый книжный фестиваль в ЦДХ / mskagency.ru

Это не значит, что все должны вернуться в позапрошлый век и просто слушать, конспектируя учителей с помощью ручки и бумаги. Но если нет более компетентного человека, который учит учиться и прививает эти компетенции и грамотности, то самостоятельная проектная активность очень неэффективна. На эту тему есть множество исследований и обзоров.

Надо понимать: школа должна научиться работать с учениками, которые живут в цифровой среде – при этом желательно без перехода самой школы на цифровые технологии. Потому что чисто цифровые технологии в обучении не очень эффективны. Представления о том, что дети чему-то сами научатся, слушая какие-то курсы в интернете без того или иного руководства и поддержки, по-видимому, вообще не соответствует реальности. Guided learning продолжает оставаться главным принципом образования», – сказал Даниил Александров.

Продолжение публикации читайте здесь

Александров Даниил
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).