Дмитрий Медведев всерьез занялся предвыборной кампанией «Единой России». На встрече вроде бы со своими сторонниками он пытался обратиться к граду и миру, объясняя, что он и Путин — одно и то же. И предложил создать нечто, названное «большим правительством». Похоже на предвыборный фейк, вроде ОНФ.
Участники правящего тандема продолжают пытаться объяснить свое решение о рокировке широким слоям населения. Более упражняется в этих попытках младший член тандема — в конце концов, именно к нему, добровольно отказавшемуся от власти президенту у публики вопросов больше. Вернее, вопрос один: ты это чего?
В субботу, когда Дмитрий Медведев встретился со «сторонниками», сначала даже было не вполне понятно — со сторонниками чего или кого собственно он собирается говорить? Со сторонниками поддержки коренных народов Севера, развития сайентологии, космополитизма? Со сторонниками «Единой России» (есть в партии такая категория граждан, по типу кандидатов в члены КПСС)? Тема настолько скользкая, что даже из репортажа итоговых «Вестей недели» понять, с какими именно сторонниками встречался президент: «Аудиторию, к которой он вышел, президент описал так: это сторонники модернизации страны».
Дмитрий Медведев, впрочем, после этого заявления добавил (в репортаж «Вестей недели» это не вошло): «Стало быть, вы – мои сторонники». Поверить в некую монолитную или сколько-нибудь цельную группу «сторонников Медведева», глядя на встречу, было решительно невозможно: сталевары, фермеры, актеры, «молодые мамы» из Ярославской городской думы, единороссы, телеведущие, ученые, бизнесмены. Эфемерности определению «сторонники» добавляло то обстоятельство, что «сторонников Дмитрия Медведева» представить себе довольно с ложно.
Запрос на обновление и изменения в России имеется и еще какой. Только вот на какие именно изменения? Надо полагать, что представления об этих изменениях — вернее, о конкретных мерах — у фермеров, сталеваров, мам из рязанской Думы, бизнесменов etc – довольно сильно разнятся. А с конкретными мерами у Дмитрия Медведева не все так однозначно. Строго говоря, никакая масштабная модернизация экономики на сегодня не запущена. И будет ли запущена — большой вопрос.
Чего ради собирались? Да ради этого самого обращения ко всем и никому одновременно. На дворе предвыборная кампания и настало время решить две сложные задачи. Первая: вновь объяснить населению, что Путин и Медведев — суть одно и то же. Вторая и еще более сложная: догнать уровень поддержки «Единой России» до приемлемого, с точки зрения властей, уровня. ЕР на встрече со «сторонниками» президент поминал не единожды, так что свою пропагандистскую роль ивент выполнил. Если же еще удастся подцепить к процессу голосования за «партию власти» тех граждан, которые неведомо почему поверили в возможность медведевских преобразований — будет вообще прекрасно.
Затем и выдвигается сомнительный, с точки зрения действующих политических практик, «большого» (вариант: «расширенного») правительства, под которое предложено было создать даже некий госкомитет. Декларируемый смысл инициативы до конца непонятен (оно «должно быть неким продолжением деятельности будущего основного правительства»), но предложено обсудить со «всем гражданским обществом» и, разумеется, с партией «Единая Россия», как такое правительство могло бы функционировать.
Государство уже не раз заявляло о необходимости выстраивания новых (отличных от традиционных — скажем, парламента и выборов) механизмов обратной связи с населением. Признавая тем самым, что старые механизмы не работают. В первую очередь, благодаря самой государственной власти. Для этого официально создавались Общественная палата, общественные и экспертные советы при ведомствах, какие-то объединения профсоюзов, ОНФ, наконец (Общероссийский народный фронт имени премьера Путина, если кто вдруг уже успел забыть). Проводилось множество странных мероприятий.
Вся эта музыка, если и имела целью выстроить механизмы обратной связи, то была сыграна крайне фальшиво. Ибо механизм обратной связи должен быть основан на принципе ответственности управляющего лица перед лицом, делегирующим ему свое право управлять. На ответственности условного чиновника перед условным гражданином. А такую ответственность российская бюрократия не готова на себя возложить.
Идея обратной связи с народом чиновничество начинает особо волновать накануне выборных процессов (даже если внятного запроса на «обратную связь» снизу нет). В такую пору плодятся предвыборные фейки — вроде ОНФ. «Большое правительство» крайне походит на такую же предвыборную разводку. Тем более, что все принципиальны решения в «Единой России», которая, по словам пока еще действующего президента Медведева, «сможет такое правительство сформировать», принимаются, мягко говоря, не вполне самостоятельно.
Формулируя тезис о «большом правительстве», Дмитрий Медведев попал еще и в семантическую ловушку. «Большое правительство» (Big government) — довольно известное определение. Так западные консерваторы, сторонники идей свободного рынка и минимального участия государства в его регулировании именуют правительства, которые слишком уж активно стремятся вмешиваться в управление промышленностью, публичной политикой и даже влезают в частную жизнь граждан.
Большое правительство, полагают его критики, реализует программы там, где мог бы справиться частный сектор или общественные организации, планирует грандиозные проекты, на которые идут гигантские средства, расходуемые неэффективно из-за плохого администрирования. Большое правительство не может реализовывать собственные программы нормально из-за отсутствия нормальных критериев эффективности, зато любит тратиться на социалку (опять-таки дорогую и плохую). В этом смысле - «Большое правительство» в России уже существует и все свое президентство Дмитрий Медведев пытался бороться именно с ним.