будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума КГИ Алексей Кудрин
Май 18, 2025
Страна
Карпюк Илья

Идеальная Дума

Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина подготовил новый проект закона о выборах в Государственную Думу. Хотя на рассмотрения парламента этот документ, скорее всего, будет внесен еще во время работы действующего созыва, фактически он является программой на случай внезапной и резкой демократизации российской политической жизни.

Напомним, после политической реформы, которая произошла по итогам массовых демонстраций 2011-2012 гг, выборы в Государственную Думу происходят по следующим правилам.

Половина состава палаты, 225 человек, избираются по одномандатным округам, вторая половина — по партийным спискам.

Одномандатные округа формируются с учетом границ регионов и их населения. Общее число избирателей в России делится на 225 (количество округов), получившееся число называется нормой представительства — в идеале именно такое число избирателей будет представлять каждый одномандатный округ. Сейчас норма представительства — около 500 тысяч человек.

Но если население субъекта меньше нормы представительства, то на его территории образуется один избирательный округ, то есть даже Чукотка с ее 35 тысячами избирателей направляет в Думу одного депутата. Оставшееся количество вакантных мандатов распределяется между регионами, которые имеют наибольший «остаток» избирателей. Законом предусмотрено допустимое отклонение — до 10% или до 15% в отдаленных местностях.

Таким образом высчитывается, что Москва направляет в парламент пятнадцать депутатов, Кубань восемь Дагестан трех и т. д.

В этой в целом логичной схеме есть два важных момента.

Во-первых, нарезка округов. Для Чукотки, Чечни, Костромской области и еще 28 регионов, которые посылают в Госдуму одного депутата, это совершенно неважно. Но для 54 регионов это имеет принципиальное значение. Россия, как и любая другая страна, имеет достаточно сложную электоральную географию, которая, конечно, очень хорошо известна главным политическим игрокам. Так, если упрощать, за «Единую Россию» в последние годы больше голосуют в сельской местности, за оппозиционные партии — в городах. Соответственно, если делить регион по принципу «один мандат от административного центра, один от остальной части области», то высока вероятность повышенной поддержки оппозиции.

Поэтому ЦИК разделил большую часть регионов по принципу «ромашки», когда к городским районам административных центров прикрепляются сельские, часто очень отдаленные районы. Например Екатеринбург с пригородами разделен на четыре избирательных округа, при том, что всего в Свердловской области семь округов.

Такая политика делает население округов более однородным, а результаты более предсказуемыми.

Во-вторых, процедура регистрации кандидатов. Без дополнительных формальностей выдвигать своих кандидатов могут партии, которые на прошедших парламентских выборах набрали более 3% голосов (это четыре парламентские партии и «Яблоко»), а также те, что представлены хотя бы в одном региональном парламенте. Самовыдвиженцы должны собирать подписи, а отечественные избирательные комиссии, как показывает практика, могут эти подписи довольно смело отбраковывать.

Вторая половина парламента формируется по партийным спискам, где, казалось бы, все просто — какой процент набрала партия, столько она и направляет депутатов в Государственную Думу. Но и тут есть очень важный момент.

Принципиально, что законом установлен пятипроцентный барьер — если партия набирает меньше, то в парламент не попадает. С одной стороны, многие указывают на то, что в России не так уж много партий набирают, например, более 3% голосов, в 2011 году это было только «Яблоко», а в 2007 году таких партий вовсе не нашлось. Но в реальности зависимость является обратной: если установлен слишком высокий проходной барьер, то политики, спонсоры, активисты теряют стимул для поддержки партии, и сравнительно мелкие структуры, которые при иных раскладах могли бы рассчитывать на 3% или даже 5%, в итоге совсем распадаются.

То есть снижение проходного барьера с 7% в 2011 до 5% в 2016 значит для политической системы намного больше, чем просто два процента. Уже сейчас на прохождение в Госдуму работают как правые «Яблоко» и «Парнас», так и левые «Коммунисты России», «Родина» и т. д.

Зная вводные, намного легче понять, что предлагает Комитет гражданских инициатив. Главное изменение — введение связанной смешанной системы выборов. Сейчас результаты голосования за партсписики и за одномандатников никак не связаны. Эксперты КГИ Андрей Максимов, Аркадий Любарев и депутат Госдумы Дмитрий Гудков, которые разрабатывали поправки, предлагает увязать количество мандатов, которые партия получает по спискам, с тем, сколько мест выиграли выдвинутые ею одномандатники. Вместе с тем предлагается установить некий лимит, чтобы партия-лидер не могла получить монополию в Госдуме.

Предлагаемая схема похожа на ту, что действует на выборах в германский Бундестаг. Там избиратели тоже голосуют и за партсписок, и за одномандатников, там тоже в парламент проходят только те партии, которые набрали более 5% голосов, или, что важно, победили не менее чем в трех одномандатных округах.

Но места, которые получили партии на выборах в Германии, занимают те кандидаты, которые одержали победу в своих одномандатных округах. Если таких кандидатов меньше, чем полученных партией мандатов, то оставшиеся мандаты распределяются через партийный список, если же кандидатов от партии, победивших в одномандатных округах, больше, чем общее количество мандатов, полученных партией, для таких кандидатов в Бундестаг вводятся дополнительные места.

Если представить, что подобные правила будут приняты в России к выборам 2016 года, то сильнее всего, пожалуй, это ударит по важной практике распределения мест в списках, когда партии ставят на проходные места не известных и популярных политиков, а по каким-то иным причинам важных для себя кандидатов.

Также подобная реформа сделает невозможной ситуацию, когда партию, которую поддерживает треть населения, получает конституционное большинство в парламенте. Так, если, например, ЕР выиграет в 2016 году во всех одномандатных округах, пусть даже и с минимальным перевесом, а ее партийный список наберет только 33% голосов, то она все равно будет иметь в Госдуме около 300 депутатов.

Одновременно в законопроекте предлагается снизить проходной барьер до 3%.

Второе новшество, которое предложили в КГИ — переход к многомандатным округам. Предлагается продолжать рассматривать небольшие регионы как единый округ, но если область, край или республика посылают в Думу нескольких депутатов, то предлагается формировать многомандатный округ.

Сейчас в России многомандатные округа часто формируются на муниципальных выборах, в Москве есть и трехмандатные, и пятимандатные округа. Это действительно повышает представительство оппозиции и независимых кандидатов — даже если за лидера проголосовали 50% избирателей, то с пятого места человек может попасть в совет депутатов с результатом и в 30%, и в 20% и иметь там с победителем равные права и обязанности.

При этом большие субъекты федерации, такие как Москва, в КГИ все-таки предлагают разделять на несколько округов, правда, тоже многомандатных.

Еще одна важная предлагаемая новация — изменение процедуры регистрации кандидатов. Законопроект предполагает сбор для самовыдвиженцев по одномандатному округу «не менее 0,5% подписей избирателей» либо внесение залога, который «составляет 10% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда». Это позволит кандидатам застраховаться от неправовых решений окружных избирательных комиссий.

Полностью текст законопроекта будет представлен в понедельник днем, в любом случае разработчики пообещали дорабатывать его с участием экспертов и других партий. Однако уже понятно, что рассчитывать на принятие его Госдумой VI созыва не приходится. Мало того, что подготовка к выборам уже началась, и перекраивать правила было бы странно, так еще и законопроект в существующих условиях слишком выгоден для оппозиции.

Дмитрий Гудков заявил «Коммерсанту», что авторы документа таким образом «выполняют работу на будущее — когда начнется демократическая волна», он предположил, что закон может понадобиться к 2021 году, когда намечены выборы Думы VIII созыва. Член КГИ Александр Кынев считает, что законопроект нужно рассматривать как политическую позицию оппонентов власти на предстоящих выборах в Госдуму: «Молчать тоже нельзя — у власти любимая песня, что оппоненты только критикуют и ничего не предлагают».

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).