Министерство обороны РФ поставило амбициозную цель — сформировать воина-государственника, надежного защитника Родины и носителя традиционных нравственных ценностей. Для этого в оборонном ведомстве создается система военно-политических органов.
Если вспомнить, воспитательная работа с личным составом активно велась в советское время — этим занимались военные комиссары, политруки и замполиты. По очевидным причинам тогда краеугольным камнем этой работы была ориентировка на установки Коммунистической партии Советского Союза.
После распада СССР — а вместе с ним и всей армейской идеологической системы — умы и души российских солдат оставили в покое, а зря, убежден руководитель нового, военно-политического, главка Минобороны генерал-полковник Андрей Картаполов. По сути, он и является главным куратором взращивания идеального солдата российской армии на новый лад.
Впрочем, максиму «новое — хорошо забытое старое» Картаполов не забыл, а потому обещает «опираться на идеи отечественной военной классики, учиться в этой необычной школе умению творчески мыслить, служению России, науке побеждать».
«Главная цель создаваемых военно-политических органов заключается в формировании воина-государственника — надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества: государственности, духовности и патриотизма», — провозгласил генерал-полковник.
Плодом этой работы должно стать «формирование идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки, формирование патриотического сознания военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, а также военно-патриотическая работа со всеми гражданами России и, прежде всего, с молодежью», заявляет Картаполов.
Звучит очень амбициозно — но при этом в Минобороны обещают сформировать новую систему военно-политической работы с военнослужащими всего за полгода, до 1 марта 2019 года.
Предполагается, что на первом этапе (до 1 октября 2018 года) завершится формирование Главного военно-политического управления ВС РФ. В его состав включат семь управлений, военно-геральдическую службу и направление воинской дисциплины и профилактики правонарушений. По сути, военно-политический главк станет преемником Главного управления по работе с личным составом, к который дополнят Департамент культуры Минобороны, Военный университет и Управление по работе с обращениями граждан Минобороны.
Вторым этапом Минобороны займется построением структуры военно-политических органов на всех уровнях, до воинской части. На это отведено два месяца, до 1 декабря 2018 года.
Наконец, финальным этапом работ станет организация подготовки кадров для военно-политических органов в Военном университете, а также в военно-учебных заведениях видов и родов войск Вооруженных сил.
Вполне логично — формирование нового идеального солдата следует поручить специалистам, и «первый шаг на этом пути — переаттестация кадров органов по работе с личным составом», подчеркнул Картаполов. Заместителями командиров по военно-политической работе должны стать инициативные, ответственные, творчески мыслящие офицеры, имеющие хорошую профессиональную подготовку и прочный общекультурный базис, убежден генерал-полковник.
Специалист нового типа должен быть разносторонне подкован и открыт к новому: «Мы должны готовить специалистов так, чтобы они были функциональны в системе коммуникаций всех институтов нашего общества, имею в виду различные общественно- политические движения, религиозные конфессии, экспертные сообщества и так далее. Замкнутость только в нашей армейской среде не даст желаемого результата в формировании позитивного сознания военнослужащего», — заявил Картаполов.
Напомним, Главное военно-политическое управление Вооруженных сил РФ создано указом президента России. По словам заместителя председателя Общественного совета при Минобороны РФ Александра Каньшина, одна из задач нового управления — добиваться победы в информационной войне: «Кардинальное преобразование системы воспитательной работы в войсках вызвано тем, что сегодня информационная война стала неотъемлемой частью военных действий, а с учетом применения современных технологий может создать предпосылки для победы или поражения еще до начала применения собственно военной силы».