Бюро высшего совета "Единой России", вопреки прежним обещаниям, не одобрило проект программы партии. По словам источников газеты «Коммерсант», глава идеологической комиссии Олег Морозов показал членам бюро 70-страничный документ и получил поручение поработать над ним еще. На прошлом заседании бюро Морозов уже делал такой же доклад, но единороссы не смогли принять проект из-за неопределенности в вопросе о том, следует ли делать стержнем идеологии термин "суверенная демократия", автором которого является замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков.
Эта неопределенность стала результатом разногласий среди кремлевских кураторов "Единой России". В июле первый вице-премьер Дмитрий Медведев, считающийся одним из возможных преемников Владимира Путина, заявил журналу "Эксперт", что "суверенная демократия – не идеальный термин", и был поддержан рядом видных единороссов – например, тем же Олегом Морозовым. «Гораздо более правильно говорить о подлинной демократии или просто о демократии при наличии всеобъемлющего государственного суверенитета. Если же к слову «демократия» приставляются какие-то определения, это создает странный привкус. Это наводит на мысль, что все-таки речь идет о какой-то иной, нетрадиционной демократии, - заявил Медеведев, - Возможно, у меня на это более формальный взгляд, чем у моих коллег. Причина — мое юридическое образование». Под «коллегами» Дмитрий Медведев, бесспорно, подразумевал Владислава Суркова.
Однако секретарь президиума генсовета партии Вячеслав Володин (который, как считается, полностью лоялен Владиславу Суркову), в отличие от Морозова, заверил, что "суверенная демократия" остается стержнем партийной программы, окончательный вариант проекта которой будет одобрен к 11 сентября.
Однако проект партийной идеологии вновь не был одобрен, потому что к идеологической дискуссии неожиданно подключился президент. По словам зарубежных политологов, с которыми он пообедал в резиденции "Ново-Огарево", в ответ на просьбу разъяснить понятие "суверенная демократия" Владимир Путин заявил, что понятия "суверенитет" и "демократия" принадлежат двум разным сферам. "Это занятие политологов. Я им не мешаю",– отметил Владимир Путин. Таким образом, президент косвенно поддержал Дмитрия Медведева. Изменилась ли позиция Суркова по поводу термина – говорить сложно, можно лишь предполагать, что критика Медведева ставит под сомнение аппаратный вес Суркова. Вице-премьер всерьез играет на партийно-политическом поле, которое ранее считалось прерогативой Владислава Суркова.
Этот сигнал не остался незамеченным в "Единой России". Свои сомнения единороссы пытаются разрешить в Кремле. По информации «Коммерсанта», Олег Морозов вчера обсуждал программу партии как с Владиславом Сурковым, так и с главой кремлевской администрации Сергеем Собяниным, который к термину "суверенная демократия" относится с осторожностью. Похоже, что Собянин в данном случае выступил на стороне Дмитрия Медведева. Это обстоятельство, видимо, лишает «суверенную демократию» будущего.
Вчера же в администрации президента прошло совещание, где согласовывалось идеологическое наполнение открывающегося сегодня медиафорума "Единой России". По словам источника «Коммерсанта», было решено, что по крайней мере на этом мероприятии "суверенная демократия" останется ключевым термином.
В то же время официально единороссы не признают, что причиной новой заминки в принятии программы стал именно президент. "У нас есть время до 1 октября,– заявил «Коммерсанту» глава исполкома партии Андрей Воробьев.– Затем разошлем программу в регионы для ознакомления". А замглавы исполкома партии Константин Костин, курирующий политический и PR-департаменты, еще раз напомнил, что у единороссов "есть три разной степени готовности программы – клуба «4 ноября», Центра социально-консервативной политики и программной комиссии".
Борьба за контроль над «Единой Россией» идет с переменным успехом. После победы на выборах 2003 года не раз велись разговоры о необходимости разработки идеологии партии, разделении партии на две или более частей, вливании в ЕР других политических сил.
В апреле 2005 года, не без участия Владислава Суркова, было сменено руководство аппарата «Единой России» - в отставку были отправлены Валерий Богомолов и Юрий Волков. Оба представляли силовое крыло «Единой России». Анонимный источник, близкий партии, тогда заявлял «Коммерсанту»: "Бывший контрразведчик Волков и бывший разведчик Богомолов, знакомые с Владимиром Путиным еще со времен совместной работы в Ленинградском управлении КГБ и в Первом главном управлении КГБ, всегда были более близки к группе так называемых питерских чекистов. Такое положение дел не вполне устраивало Суркова, который и добился того, что внутрипартийными делами теперь будет заниматься более контролируемый и исполнительный Вячеслав Володин. Тем более что он будет обязан своим назначением уже не давнему знакомству с президентом, а лично ему". Отставкам в аппарате тогда тоже предшествовала дискуссия об идеологии партии. Речь шла даже о выделении в партии левого и правого крыла (условно – «силового-патриотического» и «либерального») в «Единой России». Результатом дискуссии стало изобретение экзотического «социального консерватизма», который, по мысли Бориса Грызлова, должен был стать основой идеологии партии. О «социальном консерватизме» поговорили приблизительно месяц, затем «идеология» была благополучно забыта. Единственным результатом «внутрипартийной дискуссии» стало занятие «людьми Суркова» аппаратных должностей в ЕдРе. К тому же вскоре штат «Единой России» пополнился рядом специалистов по PR, также близких Суркову.
Как считают эксперты, новая дискуссия о партийной идеологии также является следствием непубличной борьбы за осуществление руководства партийно-политической системой России. Тем более что рядом с «Единой Россией» может вырасти новый проект – объединенная партия РПЖ, «Родины» и пенсионеров. Отношения «партии второй ноги» с Владиславом Сурковым носят неясный характер, но далекий от прямого управления или прямого патронажа.