Партия «Яблоко» на минувших выходных провела вторую часть своего 18-го съезда. Делегатам удалось договориться о предвыборной стратегии на думских выборах и собственном кандидате в президенты – им стал основатель партии Григория Явлинский. Некоторые политологи считают, что персона Явлинского уже достаточно приелась и вряд ли может будоражить умы избирателей. Другие считают, что именно узнаваемость дает ему шансы на победу. Сами «яблочники» для победы на президентских и думских выборах рассчитывают на объединение демократических сил. Оттянуть голоса у потенциального альянса может реанимированная партия «Правое дело», которая, с одной стороны, лояльна Кремлю, с другой стороны, ориентируется на либеральную публику.
Хотя до выборов главы государства остается еще два года, для начала президентской кампании отнюдь не рано, поскольку демократам предстоит пробить спасительную брешь в сложившейся политической системе и преодолеть социальный тупик, в который уперлось оказавшееся в полной апатии общество. Такие перспективы наметили перед собой делегаты съезда «Яблока». По словам Явлинского, для успеха на выборах партии нужна такая программа реформ, которая по актуальности и значимости могла бы сравниться с отменой крепостного права.
Необходимость объединения признают и союзники «Яблока» по оппозиционному лагерю. Присутствовавшие на съезде экс-сопредседатель партии ПАРНАС Владимир Рыжков и депутат Госдумы Дмитрий Гудков призвали к созданию единого списка кандидатов на думских выборах и избранию единого кандидата на президентских выборах. По предварительным договоренностям, Гудков пойдет на выборы от «Яблока» в Тушинском одномандатном округе Москвы, а Рыжков – в одном из округов Алтайского края. Оба готовы поддержать президентскую кампанию Явлинского, если он будет единым кандидатом от демократов.
Хотя на съезде звучали отдельные голоса в пользу того, что единые кандидаты не назначаются, а определяются в ходе демократической процедуры, большая часть делегатов не сомневалась, что именно Явлинский должен представлять демократический лагерь на президентских выборах. «Яблоко» часто обвиняют в недоговороспособности, но Явлинский как единый кандидат может стать либо точкой консенсуса, либо объяснением тому, почему партии не удается объединиться с другими политическими силами.
Первый вице-президент Центра политических технологий, главный редактор «Политком.ру» Алексей Макаркин считает, что по единому списку «Яблоку» не удастся договориться в ПАРНАСом, поэтому выдвижение Явлинского, в том числе, позволит легализовать это обстоятельство.
«На самом деле задача "Яблока" в этой ситуации – сделать так, чтобы провал в переговорах был возложен на другую силу. И в данном случае "Яблоко" говорит: мы хотели объединиться, мы готовы принять к себе представителей других политических сил, но они должны заранее признать, что Явлинский – кандидат в президенты. Для, например, выходцев из партии "Гражданская инициатива" это может быть возможным. Для представителей ПАРНАСа это невозможно. Таким образом, появляется объяснение, почему не удалось объединение», - сказал «Полит.ру» Макаркин.
Явлинский пообещал, что партия сделает все возможное, чтобы объединить демократов на предстоящих выборах, хотя еще в начале февраля председатель «Яблока» Эмилия Слабунова отсекла идею одного из лидеров ПАРНАСа Ильи Яшина, предложившего выдвинуть единый список на базе ПАРНАСа в обмен на поддержку Явлинского на президентских выборах. По словам Слабуновой, это было бы равносильно самоликвидации «Яблока», однако переговоры по этому вопросу продолжаются.
Определенно можно сказать, что «яблочники» не планируют объединяться с Михаилом Ходорковским. «Для партии неприемлемы политические взгляды Ходорковского, в частности, его отношение к олигархической системе слияния бизнеса и власти, залоговым аукционам, рассуждения о революции, «левом повороте», стилистика его попыток участия в российской политике», - объяснили в «Яблоке».
Ранее Ходорковский запустил проект «Открытые выборы» с целью поддержки оппозиционных кандидатов-одномандатников. Кандидатам из «списка Ходорковского» нужно будет собирать подписи или баллотироваться от «лицензионной партии», которых сейчас две: ПАРНАС и «Яблоко». Несколько соратников Навального, которые планировали идти на выборы от ПАРНАСа, уже попросили поддержки у «Открытой России». Возможность транзитивного присутствия Ходорковского в альянсе демократов может стать конфликтным и, в конце концов, сделает невозможным его существование.
Пока оппозиционные партии пытаются объединиться, на горизонте справа для них появилась еще одна угроза – «Правая партия», которая проходит интенсивный курс реабилитации и сегодня избрала своим председателем уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова. В интервью РБК Титов без лишней скромности заявил, что его партии по силам перетянуть на свою сторону оппозиционный электорат.
«Эта группа в последнее время очень негативна. Они в основном все отрицают. Но это создается политиками, которые представляют интересы этой группы. Мы думаем, что будет достаточно много людей, которые поддержат программу "Экономика роста", которую мы предлагаем. Желающие изменений уйдут из этого негатива и пойдут за нами», - сказал Титов.
Обновленная «Правая партия» - это проект, который зародился в управлении внутренней политики Кремля. Лично Титова курирует первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин. В обновленный политсовет вошли региональные уполномоченные по правам предпринимателей и бизнесмены. Сам Титов уверен, что запрос на правую партию в обществе есть, в том числе среди приверженцев либеральных западных ценностей, которые согласны с тем, что надо «бежать в бизнес, в конкуренцию, рыночную экономику, а не назад».
Коалиция демократов, впрочем, учитывая кризисные тенденции, которые диктуют левую повестку, может контратаковать социальной программой. В условиях кризиса запроса на правых либералов снизу нет, поэтому, как отмечают наблюдатели, появление партии бизнеса может сигнализировать о кризисе идей в Кремле. А участие таких людей, как Оксана Дмитриева, покинувшая ряды «Справедливой России», должно вызвать доверие оппозиционно настроенных избирателей, чтобы оттянуть их голоса в искусственный проект.