будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Имитация вместо дела

Имитация вместо дела
47954.b
Кристенсен. Лепта вдовицы

Последнее высказывание спикера РПЦ о. Всеволода Чаплина о «десятине» наводит на мысль, что церковное руководство решило нажимать на все аварийные кнопки подряд. Не получилось с Моцартом и Бахом, придется запустить дискуссию о реформировании экономики церкви.

Дискуссия важная – спору нет, но начинать ее посреди нынешнего смятения умов достаточно странно. Это будет означать только то, что никакого реального содержания за ней нет, а все ее предназначение – быть дымовой завесой. А жаль.

Действительно, за предложением «ввести десятину» вроде бы виден вполне конкретный сценарий постепенного возвращения церкви к традиционным древнерусско-православным нормам, длинный список, часть из которого мы уже слышали из уст того же о. Всеволода. Тут и дресс-код, и запрет мужеложества, и многодетность... В конце этого списка можно разглядеть даже смутные признаки настоящего соборного народовластия, реального участия простых людей в управлении церковью, отказ от жестко-централизованной структуры, построенной в сталинские годы, и размежевание областей с государственным руководством вплоть до отказа от «спец-статуса». Впрочем, думается, что сам о. Чаплин, посмотрев так далеко, ужаснулся бы. Ведь это означало бы отказ от более чем 300-летней тактики государственно-церковного симбиоза.

Если рассмотреть те модели, которые реализовывались в русском православии вне спайки с государственным аппаратом и обслуживания его внутренних интересов, то, поискав, можно найти и дресс-код, и соборность с реальным участием мирян в управлении церковными делами, и десятину. Все это было реализовано в русском старообрядчестве в результате хорошей встряски, о чем писали в прежние времена и Мельников-Печерский, и Лесков, и митр. Антоний Храповицкий. У старообрядцев все это есть и сейчас, но у них нет статуса государственного или, как говорили раньше, «господствующего» исповедания. У русских протестантов (баптистов, адвентистов) также есть традиция народности, но отсутствует консервативная традиционность и связь с византийско-древнерусским прошлым. 

Альтернатива сейчас выглядит так: либо программа демократизации церковного устройства, либо сохранение статуса-кво и несение всех негативных эффектов девальвации статуса государства в его нынешней форме, точнее говоря, государственного «режима». 

Наша социальная структура этой зимой необратимо пришла в движение, нарушился баланс ее «структурной дуальности», произошла поломка самой структуры как посредника и продукта поведения людей. Государственная администрация не может эффективно обеспечить социальное воспроизводство, а церковь в ее нынешней форме также не помощник. Ведь социальная структура – это только и исключительно памятные следы, навыки, правила и  ресурсы, осознаваемые людьми. И церковный институт мог бы в теории быть проводником или депозитарием коллективной традиционной памяти. Но на практике связь внутри него самого не работает.

Одна из возможных и, как кажется, весьма прогрессивных стратегий могла бы быть реализована именно в этом направлении путем отказа от централистской, эксклюзивистской, имперской и «романовской» церковно-государственной риторики, отказа от статуса государственной церкви и превращения в церковь народную. Тем более, что многое в жизни пестрого сообщества, именуемого «невоцерковленным православным большинством», уже готово для этого. Люди чают того, что мы выше назвали депозитарием коллективных традиционных социальных правил и норм. Препятствий видится три: первое – в субкультурно замкнутом «воцерковленном меньшинстве», грезящем о возвращении в «блаженные дореволюционные» времена вместо движения вперед, второе – в привычке церковного руководства РПЦ к номенклатурному статусу и чиновничьим бонусам. Третье – в наработанном и заматеревшем отталкивании современных сознательных «воцерковленных» от консервативной традиции. Традиция («старина») терпится как «форма», но не как действительный набор норм и правил - это общая наша проблема.

Распадение традиции на мертвую форму и подразумеваемое нетрадиционное, модернизированное содержание лишает ее жизненности. Сколько ни призывай к «десятине» и «православной одежде» - это будут воспринимать как призыв к очередной проформе, внешней оболочке.

«Воцерковленный народ» вздохнет и будет привычно «уклоняться от налогов», а у церковной интеллигенции на эту проформу только возрастет аллергия. И это повод для большой дискуссии, а не для заявлений в ток-шоу.

Децентрализация и деэтатизация в обмен на подлинную народность были бы неплохим балансовым показателем в условиях обвального падения церковных акций. Да, большинство держателей разных социальных активов по-прежнему придерживает церковность, хотя рекомендации аналитиков рынка давно уже поменялись на «избавляться». Тут как чемодан без ручки – и нести невозможно, и бросить нельзя. Впрочем, лидеры рынка уже почти избавились от этих акций. Тут бы в самый раз и произвести ребрендинг. Но на него должна быть дана общественная санкция и государственная «вольная». Если о смутном предчувствии первой можно прозревать, то второго пока не видно.

Десятина, предлагаемая о. Всеволодом, есть, говоря научно, распределение ответственности и постоянно действующий канал актуализации групповой идентичности. Иначе говоря, взяв на себя финансовую ответственность за церковные дела, люди могут начать переходить из статуса «непрактикующих», невоцерковленных в статус гораздо более ответственный, встроенный. Но это немедленно приведет к требованию прозрачности и отчетности, т. е. к началам реального, а не декларативного народовластия – концу административной формы РПЦ в ее современном виде.

Впрочем, о том, чем чревата «десятина» для РПЦ, уже написал Михаил Захаров. Вот только в словах спикера РПЦ видится не либерализм, а имитация. Ведь настоящая самоокупаемость в условиях сохранения зависимости от господдержки приведет к дальнейшей социальной и политической регрессии. 

Именно это заставляет видеть в предложениях о. Чаплина не реальный список мер по «консервативной революции», а пропагандистский ход: вброс в медиапространство в жанре имитации действительно важного и значимого повода.

Авось отвлекутся от своих митингов и обсуждения «брегетов» с «нанопылью». А жаль! Тратить столь ценные поводы ради операции прикрытия как раз не хотелось бы, второго шанса для ребрендинга может и не быть.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).