Руководители благотворительных фондов встали на защиту закупок иностранного медицинского оборудования государственными клиниками — правительство уже в ближайшее время готовится расширить перечень запрещенных для госзакупок иностранных медицинских изделий.
Письмо на имя Дмитрия Медведева, пишет «Коммерсантъ», подписали руководители многих некоммерческих организаций, в том числе фондов помощи хосписам «Вера», помощи пожилым и инвалидам «Старость в радость», помощи детям с тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь», помощи людям с боковым амиотрофическим склерозом «Живи сейчас», помощи детям с буллезным эпидермолизом «Дети БЭЛА», а также ассоциации пациентов со спинальной мышечной атрофией «Семьи СМА».
Напомним, в начале августа Министерство промышленности и торговли разработало проект постановления правительства, который в случае принятия ограничит государственные закупки медицинских изделий у иностранных производителей. В общей сложности список включает более 100 позиций — в том числе презервативы, антисептики, бинты, ватно-марлевые изделия, костыли, трости для слепых, ходунки, силиконовые протезы для молочных желез, спецодежда, передвижные хирургические рентгеновские аппараты, дефибрилляторы, инкубаторы для младенцев, неонатальные обогреватели, аппараты УЗИ, сердечные клапаны и многое другое. Ограничения не предлагается накладывать на технику и оборудование, произведенное на территории стран-членов Таможенного союза — Армении, Белоруссии и Казахстана.
Сразу после публикации проекта постановления многие обратили внимание на то, что некоторые позиции в России не производятся в принципе, а некоторое медицинское оборудование, которое в России производится, - неудовлетворительного качества. Однако официально поучаствовать в общественном обсуждении, которое как раз заканчивается в понедельник, решили, по всей видимости, только НКО — хотя документ затрагивает интересы всех без исключения отечественных больниц и поликлиник.
Благотворительные фонды попросили Дмитрия Медведева создать рабочую группу для доработки проекта с участием организаций, представляющих интересы людей, которых могут затронуть ограничения.
Также у премьер-министра попросили организовать экспертизу рынка отечественного медоборудования. Это необходимо, чтобы «убедиться в наличии всего перечня оборудования у российских производителей и в соответствии качества этих изделий аналогичным товарам иностранного происхождения». Сами авторы послания уверены, что некоторые товары пока запрещать закупать за рубежом нельзя. Так, в письме утверждается, что не соответствуют современным стандартам отечественные перевязочные материалы, поскольку волокнистые ткани попадают в раны и вызывают нагноения. Противопролежневые матрасы, которые также предполагается запретить закупать за рубежом, в странах Таможенного союза создаются из более скользких материалов, что только способствует образованию пролежней. «От этих медицинских изделий зависит качество жизни пациентов хосписов, домов престарелых, пациентов после оперативных вмешательств и всех лежачих пациентов», — напоминают главе правительства крупнейшие отечественные благотворительные фонды.
В документе специально отмечается, что «в отечественной медицине практически не используются аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) российского производства, а те, что используются, не подходят для тяжелых пациентов и пациентов, нуждающихся в длительной вентиляции». Также российская промышленность не производит удобных приборов для домашней респираторной поддержки — иностранные аналоги позволяют пациентам дышать через специальную маску, которую можно при желании в любую минуту снять.
Принятие предложенного Минпромторгом постановления «неминуемо приведет к тому, что государственные и муниципальные медучреждения не будут вообще использовать зарубежное оборудование и другие медицинские изделия», пишут в своем письме НКО, а это «может привести к резкому снижению качества медицинской помощи населению».
Возможный запрет на закупку техники государственными учреждениями скажется и на частных клиниках — потому что российский рынок сбыта сильно сократится, из-за чего иностранным компаниям придется пересматривать свою стратегию и это точно скажется на рентабельности.
При этом характерно, что, согласно данным Центра политики в сфере здравоохранения Высшей школы экономики, из всей медицинской помощи россияне выше всего оценивают стоматологию — после посещения зубного довольными результатами остаются 90% клиентов. Именно в стоматологии очень широко представлена частная медицина, а 84% всех изделий и расходных материалов закупается заграницей.
Стационарной медицинской помощью россияне в целом также довольны — положительно свой опыт нахождения в больнице оценили 82% россиян. Впрочем, среди довольных больницами больше всего людей обеспеченных (87%) — они могут получать стационарную помощь в более комфортабельных условиях и оплачивать дополнительный уход, данные опросов показывают, что в последние годы четверть «клиентов» стационаров так или иначе оплачивали свое нахождение там — или закупая необходимые лекарства, или приобретая более качественные аналоги бесплатно предоставляемых препаратов.
И это при том, что, по данным Росздравнадзора, новая дорогая медицинская техника, которая была закуплена за последние десять лет в рамках нацпроекта «Здоровье» и реформы системы обязательного медицинского страхования, используется в несколько раз менее активно, чем в сопоставимых странах Европы и частных клиниках России.
Если правительство при помощи очередных санкций хочет решить какие-то внутренние проблемы — именно такой мотив, по крайней мере, был официальным при введении запрета на импорт еды из Европы — то область выбрана действительно странная. Реформа медицины итак является сейчас одной из самой болезненных тем не только для россиян в целом, но и для достаточно сплоченного и многочсиленного медицинского сообщества.
Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования в 2014 году предсказала, что отсутствие роста расходов на здравоохранение вызовет от 300 до 500 тысяч дополнительных смертей в 2014-2017 гг. Потенциальное ухудшение качества предоставляемой медпомощи не только из-за сокращения бюджетов, но и из-за исчезновения качественного медицинского оборудования может вообще поставить под вопрос результаты реформы, которую с таким трудом продвигает федеральное правительство при поддержке региональных администраций.
В конце концов, даже для забора крови из пальца для анализа можно пользоваться безболезненным ланцетом, а можно простым лезвием — и в том числе от того, чем именно будет пользоваться медсестра, зависит качество медицинского обслуживания.