В Краснодаре прошло первое заседание Правительственной комиссии по импортозамещению. Темой было импортозамещение в сельском хозяйстве, но агропром там вовсе не доминировал. Да и вообще, дело выглядит серьезным, невзирая на обстоятельства его запуска.
Вводные слова Д.Медведева (официальная стенограмма): "У нас сегодня первое заседание Правительственной комиссии по импортозамещению. Прежде чем его начать, хотел бы всех поздравить с тем, что наша страна выиграла право на проведение чемпионата мира по профессиональному мастерству, так называемого чемпионата WorldSkills-2019... Надеюсь, что это будет дополнительным фактором, способствующим развитию производительных сил в нашей стране... Наша задача заключается в том, чтобы повысить интерес молодых людей к рабочим профессиям, сделать их более престижными, востребованными и в конечном счёте привлечь молодёжь в промышленность и в сельское хозяйство".
Вообще, это тут задается некоторая рамка, типа к 2019-ому подрастут, ну и начнем импортозамещать. Ну да, наверное это имелось в виду, но с этого же начато, да еще и сразу дата — неспроста ведь?
Далее: "Задача комиссии – создать условия для собственного производства в тех отраслях, в тех секторах, где сохраняется высокий уровень зависимости от импорта. Это достаточно длинный перечень: это и станкостроение, и большинство подотраслей машиностроения, радиоэлектронная промышленность, лёгкая промышленность, фармацевтика, медицинская промышленность. По большому счету практически в каждой отрасли есть те или иные возможности для импортозамещения".
Конечно, последняя фраза очень хороша. Интересно также, почему в списке нет компьютеров как таковых (не чисто же это радиоэлектроника), а также, в частности, автопрома. Потому что если уж идет перечисление — то это почти как список сразу пришедшего на ум. Впрочем, у Медведева же точно есть айфон. Но почему первое заседание именно о сельском хозяйстве? В принципе, учитывая нынешние страсти на тему судьбы продуктов на границе, это естественно. Нет, у премьера другая версия: "А сегодня обсудим, как идет импортозамещение в отраслях агропромышленного комплекса, что логично с учетом того, что в настоящий момент идет сбор урожая, лето и встречаемся мы здесь, в Краснодарском крае, который является одним из основных агропромышленных регионов нашей страны".
Да, потом обсудили и это: "Сельское хозяйство получило и весьма мощный стимул в связи с введением так называемых ответных ограничительных мер, или эмбарго, по импорту продовольствия. Это достаточно широкий спектр сельхозпродукции. Недавно мы продлили действие этих ограничений ещё на год. И нужно признаться, что у аграриев в связи с этим есть определенные успехи..."
Тем не менее, основным было другое: "Я уже говорил недавно на заседании правительства, что импортозамещение – это достаточно сложный процесс, этот процесс не может происходить механически. У нас нет цели любой ценой заместить импортные товары, тем более, на посредственные товары отечественного производства. Это в первую очередь и невыгодно экономически, и просто невозможно".
А, собственно, о какой экономической невыгоде можно говорить в обстоятельствах, когда что-то просто невозможно? Но в целом эти слова должны успокоить тех, кто опасался, что нынешнее отношение к иноземным продуктам перейдет и на другие – в частности, упомянутые выше – "сектора". Тем более, учитывая заодно, недавно появившийся список запрещенного к госзакупкам мединвентаря. Тема "не механически" была раскрыта: "Там, где производятся аналоги импортных товаров, нам нужно будет провести модернизацию действующих предприятий, увеличить выпуск продукции. Если таких аналогов нет, а продукция необходима для нормальной работы, нужно как можно быстрее организовать производство уже в наших условиях и, конечно, стараться делать это на базе наших технологий, там, где это возможно. Такое импортозамещение имеет прямой смысл, хотя, безусловно, в ряде придётся использовать и заграничные технологии".
И вот этот момент какой-то шаткий, получается некий гибрид: импортозамещение с использованием западных технологий. Но, при этом, именно этот шаткий момент и работает в пользу серьезности намерений. Впрочем, конкретно обнажая наличие неустранимых дыр, через слова "в ряде случаев". Ну, "случаи" все же не указаны прямо.
А еще по этому поводу было сказано: "Речь идет именно о том, чтобы российские предприятия – и промышленные, и сельскохозяйственные – производили как можно больше современной, качественной и востребованной продукции, продукции мирового уровня (вот в этом задача), которая сможет конкурировать не только на нашем рынке, но и на рынках других стран. Схема несколько как бы вывернутая: не так, чтобы просто стать адекватными и со своими технологиями, а чтобы конкурировать. Опять же некоторый перенос акцента: есть же разница между развитием собственных технологий и импортозамещением? Что-то тут беспросветно вторичное во втором случае, плюс еще и некий государственнический флер вокруг всего этого. Но, в конце концов, это же было государственое мероприятие? Это все упаковка-бантики, а дело вполне серьезно.
"Коммерсант" поясняет: "Судя по вчерашним комментариям Дмитрия Медведева, речь действительно идет о самой крупной попытке Белого дома с середины 2000-х систематизировать и увязать в единую систему с определенными заранее целями политику правительства, стимулирующую создание в РФ производства отдельных видов машиностроительной продукции, по которой экономика критически зависит от поставок из стран ОЭСР (и, соответственно, от внешнеторговых санкций — исходя из масштабов работы созданной комиссии, в Белом доме рассчитывают на их сохранение в течение не менее чем трех-четырех лет)".
Отмечается, что по факту новая комиссия "будет заниматься достаточно узким вопросом — это в том или ином виде управление закупками машиностроительной продукции госсектором и компаниями, получающими в том или ином виде господдержку... Однако очерченный Минэкономики круг инвестпроектов, в реализацию которых будет иметь право вмешиваться комиссия, крайне широк — это около 4,5 тыс. крупных компаний (предполагаемая граничная сумма инвестиций в проект — 10 млрд руб., она, судя по документам Минэкономики, пока не утверждена)". Комиссия делится на две подкомиссии: гражданскую (под руководством А.Дворковича) и по вопросам ОПК (там руководить будет Д.Рогозин).
По срокам у Медведева так: "С 10 января 2016 года комиссия будет рассматривать вопросы, которые связаны с проведением государственных закупок в рамках конкретных инвестпроектов. Отсрочка до начала 2016 года связана с необходимостью принятия большого количества нормативных актов, которые конкретизируют положения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Над этими документами необходимо работать активно, по четкому плану с конкретными сроками, с ответственными лицами.
Вывод у "Коммерсанта" уже и вовсе чрезвычайно серьезный: "… Комиссия выглядит как новая попытка Белого дома создать единый инструмент влияния на госсектор и смежные сектора экономики. Госорган, основной задачей которого будет стимулирование загрузки существующих российских поставщиков и создание новых, неизбежно должен стать влиятельной силой в отношениях правительства не только с "Газпромом", РЖД, "Транснефтью", "Роснефтью", компаниями ВПК, но и в работе с крупными и средними негосударственными структурами, в первую очередь клиентами ВЭБа. Если комиссии удастся наладить работу в очерченных масштабах, она рискует стать главной ареной скрытой конкурентной борьбы и большого лоббизма. Ведь комиссия претендует на полномочия, которые в отношении корпоративного сектора никогда, по крайней мере с 1993-1994 годов, не имели ни Минэкономики, ни обладающий ими лишь частично (и в основном в ОПК) Минпромторг, ни другие министерства".
Учитывая, что конкретные действия начнутся с 2016-го, сценарий этой битвы еще не нарисован. Пока будет происходить выдвижение игроков на стратегически выгодные позиции.