Система электронных паспортов для транспортных средств в будущем позволит анализировать историю автомобилей — ДТП, страховые случаи, пробег — и на ее основе назначать техосмотр.
Новая система мониторинга состояния транспортных средств уже разрабатывается в России. Об этом, как пишет «Коммерсантъ», заявил директор департамента научно-технической деятельности «Электронный паспорт» Борис Ионов на заседании Торгово-промышленной палаты.
Компания «Электронный паспорт» — «дочка» «Ростеха», является оператором системы электронных паспортов для транспортных средств (ЭПТС), которая сейчас тестируется. Считается, что в будущем в электронную базу будут поступать сведения о машине, благодаря которым будет сформирована полная история автомобиля — только данные о личности владельца не будут централизованно храниться.
На основе системы ЭПТС сейчас разрабатывается сервис, который позволит создать «индивидуальную программу» техосмотра для машины на основе ее характеристик, особенностей эксплуатации, данных о ДТП, страховых случаях, пробеге, техобслуживании и отзывных кампаниях. Хорошая история будет подразумевать редкие и более дешевые техосмотры, плохая — более частые и тщательные ТО и, соответственно, более дорогие. Подразумевается и наихудший сценарий — ограничения на эксплуатацию вплоть до передачи сведений в ГИБДД и запрета на эксплуатацию.
Могут быть и индивидуальные программы ТО для конкретных категорий автомобилей. «Например, обычному автомобилю ТО достаточно проходить раз в год, а для такси с ежегодным пробегом под 200 тысяч км стоит проходить проверки, скажем, раз в три месяца», — рассказал Ионов.
Правда, для реализации такой программы должно пройти несколько лет, на бессмысленна пока в ЭПТС не накопится определенная история автомобилей. Пока что в системе ЭПТС зарегистрировано 42 транспортных средства. До конца года граждане получат возможность переоформить бумажный ПТС на электронный (добровольная услуга, за нее придется заплатить 600 рублей), также начнется выдача электронных документов на ввозимые из-за рубежа машины. С ноября 2019 года все транспортные средства, ввозимые в Россию и производимые здесь, будут получать только электронные ПТС.
Также для внедрения реформы придется внести изменения в закон «О техосмотре» и некоторые другие нормативные акты. По действующим нормам новые автомобили возрастом до трех лет не проходят техобслуживание, возрастом от трех до семи проходят ТО раз в два года, далее ежегодно.
Отметим, что в августе правительство внесло в Госдуму законопроект, который предлагает ввести уголовную ответственность за проведение техосмотра машины без аккредитации оператора техосмотра. Необходимость такой меры правительство объясняет распространившейся практикой продажи диагностических карт без реального проведения техосмотра. Такая практика «приводит к росту числа дорожно-транспортных происшествий, обусловленных технической неисправностью транспортных средств», считают в правительстве.