будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КГИ СМИ медиа регионы
Июль 6, 2025
Страна
Жаворонков Симон

Индустрия медиа в эпохе застоя

Индустрия медиа в эпохе застоя
31119584026_0dd5c90043_b_p6YgOfJ
Фото: Dmitri Bender. Источник: Flickr / reasonable-excuse

В большинстве регионов России СМИ как институт не развиваются. Такой печальный факт констатируются в докладе фонда «Медиастандарт» и Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина. Эксперты объяснили застой государственной политикой и проблемами рекламного рынка.

В докладе «Измерение состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в регионах России в 2015–2017 гг.» (Msindex-2017) отмечается, что ситуация сильно отличается в разных регионах, но в целом картина не слишком радостная.

Авторы доклада оценили состояние СМИ в 2015-2017 годах в регионах по 50 критериям, разбитым на пять групп — «Состояние среды для работы средств массовой информации», «Состояние и активность основных стейкхолдеров», «Состояние аудитории», «Состояние самих СМИ» и «Состояние медиаконтента». Данные оценивались на основе открытой статистики, экспертных оценок и массовых телефонных опросов.

 
Популярные периодические издания
Фото Москвы / Moscow-Live

По каждому из критериев регионам начислялись баллы. По результатам их разделили на четыре группы — с наибольшим, средним, недостаточным и наименьшим уровнями развития медиасферы.

В 2017 году самыми развитыми в области медиа были признаны Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий округ, Московская область, Ненецкий округ, Сахалинская область, Хабаровский край, Челябинская и Самарская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Томская и Ярославская области, Приморский край и Татарстан. В группу наименее развитых попали Крым, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Курганская область и Калмыкия.

С 2015 года всего 11 регионов перешли из одной в другую группу по уровню развития медиасферы. При этом с 2015 по 2017 год увеличился разрыв между наиболее и наименее слабыми регионами.

Одна из главных причин застоя в медиасфере — госрегулирование СМИ, рассказал РБК директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. «Есть ограничения, которые не позволяют строить СМИ как бизнес, — добавил эксперт. — В том числе и невозможность иметь иностранных инвесторов, и еще закон [о СМИ-иноагентах], который вот недавно приняли». Вдобавок традиционным Из-за излишнего контроля власти традиционным СМИ трудно конкурировать с альтернативными площадками — к примеру, соцсетями. «Для этих площадок регулирования почти нет, а традиционные СМИ, наоборот, задавлены регулированием — например, даже форум на сайте сделать нельзя», — отметил Казьмин.

 
Газетный киоск в Ижевске. 2017
Dmitri Bender 

Институту СМИ мешает даже помощь от государства. В 2017 году регионы запланировали потратить на СМИ около 40,4 млрд рублей. Те СМИ, которые зависят от такого финансирования, часто не могут позволить себе заниматься независимой журналистикой, отметил Казьмин. «Независимые СМИ должны искать другие источники финансирования, но эти источники — рекламодатели — сейчас сжимаются», — рассказал он.

Поддержка СМИ местными властям сопоставима со всем региональным рынком рекламы, говорится в исследовании. В 2015 году объем региональной рекламы составил 45,4 млрд рублей, а финансирование СМИ из региональных бюджетов — 43,6 млрд руб. В 2016 году рекламный рынок в регионах и уровень господдержки несущественно снизились и составили 45 млрд руб. и 43,2 млрд руб. соответственно.

Жаворонков Симон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).