будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
открытые данные
Июль 19, 2025
Страна
Сакоян Анна

Информационная открытость государства

Информационная открытость государства
1-1024x683
Хакатон MosFinData. Источник: infoculture.ru

АНО «Инфокультура» проводит исследование открытости государства в России. Под открытостью понимается, в первую очередь, доступность для граждан информации о деятельности государственных органов власти. В рамках этого исследования «Инфокультура» проводит опрос, в котором призывает принять участие всех, кто так или иначе сталкивался с поиском и использованием информации о деятельности госорганов либо информации, находящейся в их ведении.

 

Теория

Информационная открытость государства — это открытые источники, а также способы получения необходимой информации, закрепленные законодательством. К примеру, это может быть информация, необходимая для решения каких-либо бытовых задач (оформления, регистрации и т.п.). Это может быть общая информация о структуре ведомств. Это информация о законах, на основании которых работает ведомство, и законопроектах, которые оно разрабатывает. Это и информация, которую ведомство получает и собирает в процессе исполнения своих функций.

В России информационная открытость государства определяется, в первую очередь, Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (8-ФЗ). Также есть законы, которые определяют границы открытости информации. Они определяют информацию ограниченного доступа, в частностиперсональные данные и государственную тайну).

Российское информационное законодательство предусматривает несколько каналов, по которым информация о деятельности государства передается гражданам. Например, это официальные сайты разных госорганов и ведомств. Там обычно публикуется общая информация о структуре, которой принадлежит сайт, а также разные дополнительные сведения — о подведомственных организациях официальных представителях, контактах, расписаниях, законах и т.п. Также на официальных сайтах часто создаются специальные разделы, где публикуются открытые данные, собираемые ведомством в ходе своей деятельности.

Открытые данные — это еще один способ раскрытия информации. В Федеральном законе №8-ФЗ он упоминается вскользь — в основном в виде отсылок к правилам, регламентам и рекомендациям, регулирующим публикацию открытых данных (п.7.1 ст. 14). В соответствии со статьей 6 Федерального закона №8-ФЗ, государство может предоставлять о себе информацию через СМИ. Кроме того, некоторые сведения размещаются в помещениях для приема граждан. Наконец, существует возможность запросить у госоргана информацию о его деятельности (запрос на получение информации).

 

Практика

На практике это выражается в том, что у большинства федеральных и региональных госорганов есть свои сайты в интернете, а в СМИ и приемных помещениях размещается некоторая информация о деятельности государства. Судить о том, насколько хорошо госорганы реагируют на запросы, труднее, потому что эта информация сама по себе не публичная. Однако большинство ведомств сообщают на своих сайтах, сколько запросов они обработали за тот или иной промежуток времени.

Что касается публикации открытых данных, здесь картина очень неравномерная. Некоторые ведомства принципиально более закрыты, чем другие (например, МВД или Минобороны). Есть ведомства, у которых меньше ограничений. Некоторые из них достигли в публикации заметных успехов. Например, Федеральное казначейство (структура, подведомственная Минфину РФ) публикует данные о закупочной деятельности государства, о федеральных субсидиях, об участниках бюджетного процесса и пр. Минюст РФ публикует данные своих реестров некоммерческих организаций. Роскомнадзор тоже публикует свои реестры в форме открытых данных, которые ежедневно обновляются.

Иными словами, формально требования открытости соблюдаются. Но насколько эта открытость действенна практически, - большой вопрос. Очевидно, что некоторые ее формы весьма полезны. Но очевидно и то, что в ряде случаев информация раскрывается хуже, чем следовало бы. Иногда сведения, даже размещенные на официальном сайте, трудно найти. Иногда гражданам бывает непонятно, с чего начать поиски нужной информации. Иногда ведомства неудовлетворительно реагируют на запросы. И в ряде случаев это не их вина, потому что граждане, направляющие эти запросы, плохо представляют себе, как их следует оформить. Но здесь, в свою очередь, тоже проблема открытости, так как, чтобы грамотно составить запрос или обращение, гражданину нужно откуда-то получить информацию о том, как это сделать.

Качество открытых данных также оставляют желать лучшего даже в тех случаях, когда их публикаторы демонстрируют некоторую техническую компетентность. Например, данными Федерального казначейства о федеральных субсидиях трудно пользоваться из-за того, что они представлены в виде очень сложной (в некоторых частях излишне сложной) иерархической структуры, а документация к этой структуре уже устарела и не обновляется.

Еще одна проблема публикации — это некорректные данные. Тот же реестр федеральных субсидий содержит массу ошибок. Например, для многих получателей субсидий там указаны неверные коды регионов. Получатель из Мурманской области, а указан код Магаданской. Получатель из Новосибирской области, а указан код Мурманской. При этом названия регионов там представлены в таком разнообразии вариантов, что их без дополнительной обработки невозможно использовать для классификации получателей по регионам. Вот, например, вариации на тему Алтайского края (и это еще не самый разнообразный по числу вариантов регион):

  • "Алтайский край край"

  • "АЛТАЙСКИЙ КРАЙ"

  • "Алтайский край, г. Рубцовск"

  • "КРАЙ АЛТАЙСКИЙ"

  • "край АЛТАЙСКИЙ"

  • "Алтайский Край"

  • "Алтайский край"

  • "АЛТАЙСКИЙ"

Удручающее зрелище по некоторым параметрам представляет собой Реестр свидетельств о регистрации СМИ, публикуемый Роскомнадзором. В частности, для некоторых электронных изданий в качестве адресов их сайтов там указаны следующие значения:

  • 100 листов формата А4 (250 кБайт)

  • 2 Гб

  • 50 сообщений

  • 5 страниц (150 строк)

  • 10 час

  • СD

  • до 100 новостей

Здесь же можно отметить, что некоторые государственные данные, в принципе не подпадающие под ограничения, предоставляются только за плату, а на бесплатной основе предоставляются только индивидуальные выписки в виде PDF-документов (такова ситуация с Единым государственным реестром юридических лиц, который ведет Федеральная налоговая служба). А также встречаются случаи условной публикации, когда данные в принципе доступны на сайте ведомства, но сайт не справляется с некоторыми запросами по этим данным, а иного способа их получить нет (яркий пример — статистические данные по различным показателям, собираемые Росстатом).

 

О чем исследование и зачем опрос

Таким образом, проблемы, несомненно, есть. Вопрос в том, где они локализованы, в какой мере серьезны и как их решить. Чтобы это выяснить, нужно узнать, что люди понимают под открытостью и как это соотносится с открытостью в понимании государства, то есть как соотносятся спрос на информацию и ее предложение. Необходимо также установить, насколько практическое исполнение законов, определяющих открытость, соответствует нормам закона. Помимо собственно вопроса качества, есть еще вопрос осведомленности людей о возможностях получать информацию от государства. Наконец, следует выяснить, какие формы предоставления информации предпочтительны для ее пользователей, какое содержание их больше всего интересует и как они ее обычно применяют. В зависимости от этого может получиться, например, что некоторые востребованные формы предоставления информации недостаточно развиты, а некоторые востребованные содержательные области недостаточно раскрыты.

«Инфокультура» в своем исследовании стремится разобраться в нынешней ситуации и выявить проблемы. По итогам можно будет сделать выводы о том, как ее улучшить, чтобы людям было проще получать именно ту информацию, которая им нужна, в той форме, которая им предпочтительна, и в высоком качестве. Для этого, в частности, исследователи проводят опрос и предлагают всем ответить на небольшое количество вопросов. Эти ответы позволят сформировать более точную картину.

Сакоян Анна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).