Почва под ногами начальника Генштаба становится все более зыбкой. Его ведомство не только хотят понизить в статусе, но и самого Анатолия Квашнина, судя по всему, назначат виновником трагедии 22 июня в Ингушетии.
В последнюю неделю активно ищут «козла отпущения», который ответил бы за бездействие силовиков во время нападения на Ингушетию. Информационные агентства распространяют бодрые сообщения от силовиков на Северном Кавказе о ликвидации организаторов нападения, задержании боевиков, количестве потерь среди нападавших. Однако при проверке этих сообщений часть из них оказывается банальной «уткой», как, например, наделавшее много шумихи сообщение о ликвидации руководителя нападавших Магаса. Как выяснилось спустя день, вместо боевика был убит его однофамилец, криминальный авторитет.
Нужно найти главного виновника. По данным «Независимой газеты», Владимир Путин имел очень жесткий разговор с Квашниным. Сообщается, что последнему уже подыскали новую должность. Он займет пост одного из заместителей секретаря Совета Безопасности.
В самом Совбезе о новом назначении пока ничего не знают. «Видимо, вопрос еще решается в верхних эшелонах власти», – сказал источник в Совете Безопасности.
Опрошенные «НГ» эксперты считают, что формальные основания для отставки Квашнина есть. По мнению члена Комитета Госдумы по безопасности, полковника ФСБ в отставке Геннадия Гудкова, «боевики провели успешную диверсионную операцию. И понесли потери, несравнимые с нашими, что, к сожалению, придаст им уверенности». А диверсии – это уже «прерогатива» Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба.
По мнению вице-президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Леонида Ивашова, «Квашнин во многом отвечает за то, что у нас сегодня происходит на Северном Кавказе. Именно Генштаб координирует деятельность всех силовых структур, действующих в этом регионе». Эту же мысль в минувший понедельник на закрытом заседании Комитета Госдумы по безопасности с участием руководителей МВД, ФСБ, Генпрокуратуры и других заинтересованных ведомств выразили заместитель председателя этого комитета Виктор Илюхин и член комитета Геннадий Гудков: по их словам, налет террористов на населенные пункты Ингушетии 22 июня стал возможен из-за плохой координации работы федеральных и региональных спецслужб.
ФСБ и МВД виноваты в том, что не добыли необходимую информацию, что называется, «просмотрели», но справиться с такой силой они, конечно, были не в состоянии». В то же время Ивашов считает, что «в Ингушетии есть силы, которые при их должном обеспечении и организации могли и обязаны были четко среагировать на ситуацию. Но вместо того, чтобы заниматься этим, генштабисты в настоящее время сосредотачивают усилия в основном на интригах по поводу своего реформирования, всяких «сливаний», переходов в структуры Минобороны и так далее».
Действительно, для Генштаба настали трудные времена. Внесенные президентом и одобренные Госдумой поправки в закон «Об обороне» существенно ограничивают полномочия этого ведомства, в то время как функции министра обороны, наоборот, возрастают. Поправки лишают Генштаб привилегий «основного органа оперативного управления вооруженными силами РФ». Управление войсками министр обороны будет осуществлять сам, а не через Генштаб. Кроме того, начальник этого ведомства лишается должности замминистра обороны, который, в свою очередь, становится по сути силовым вице-президентом.
Между тем, сам генерал армии Квашнин, по словам газеты, в эти дни использует все возможности, чтобы удержаться в кресле. На последнем закрытом совещании в Генштабе в присутствии всех членов думского Комитета по обороне во главе с генерал-полковником Виктором Заварзиным он организовал мероприятие так, чтобы произвести на них наиболее значимое впечатление. Последние могут определенным образом повлиять на решение судьбы начальника Генерального штаба и хотя бы оттянуть его отставку.