В четверг конфликт между Федеральным агентством научных организаций (ФАНО) и коллективом Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН вышел в публичное поле. Поводом стала ситуация вокруг поста директора института, но причина, как обычно, кроется глубже.
Напомним, ИНИОН — это научный институт и огромная библиотека, которые в специализируются на социально-гуманитарной проблематике. Вечером 30 января 2015 года в здании ИНИОНа у метро «Профсоюзная» начался пожар, который не удавалось потушить 27 часов.
Люди в результате пожара не пострадали, но фонды библиотеки понесли серьезные потери: было уничтожено почти 5,5 млн миллионов экземпляров изданий, расследование длится до сих пор. С учетом дубликатов, малоценных и подлежащих списанию изданий, трудно восстановимые потери библиотеки составили 2,3 млн экземпляров, около 20% от фонда.
27 апреля 2015 года директор института Юрий Пивоваров покинул свой пост, а через несколько дней ему было предъявлено обвинение в халатности. После Пивоварова институт на правах исполняющего обязанности возглавил Дмитрий Ефременко, который с 2013 года был замдиректора ИНИОНа. Именно под руководством Ефременко работники института и волонтеры спасали еще сохранившиеся книги, разгребали завалы и решали другие нетривиальные для ученых и библиотекарей задачи.
Когда годовой контракт подошел к концу, ученый совет ИНИОНа предложил ФАНО продлить полномочия Ефременко. Дело в том, что в результате реформы Академии наук утвердилась так называемая «система двух ключей» — предполагалось, что все важнейшие кадровые решения должны быть согласованы между РАН и ФАНО. С чисто формальной точки зрения ФАНО было в своем праве не продлевать контракт с Ефременко. Об этом, как пишет «Коммерсантъ», ученый и сообщил на собрании трудового коллектива, а также пообещал не выдвигать больше свою кандидатуру на административные должности.
Трудовой коллектив ИНИОНа был скорее возмущен стилем решения кадровых вопросов ФАНО. Хотя было известно, что срок контракта заканчивается в конце апреля, напрямую ни с Ефременко, ни с кем в институте это не осуждалось, а уведомление об отказе в продлении договора и.о. директора ИНИОНа вообще пришло по электронной почте.
В четверг собрание трудового коллектива ИНИОН обратилось к президентскому совету по науке, президенту РАН, главе ФАНО и профсоюзу работников РАН с просьбой оставить Ефременко на посту директора института. При этом некоторые сотрудники ИНИОНа высказываются куда более откровенно. «В Великий Четверг — под наступающий праздник, под майские отпуска, как это стало уже стилем у нынешних борцов с наукой — на ИНИОН был совершен чиновный наезд», — написала Светлана Погорельская, кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИНИОНа.
При этом «Коммерсантъ» со ссылкой на сотрудников ИНИОНа предполагает, что причина конфликта — в проекте нового здания библиотеки. Сотрудники института, естественно, рассчитывают на строительство нового корпуса на месте сгоревшего здания или его реконструкции. Но в ФАНО существует проект переноса Института в Московскую область — что дешевле, позволяет освободить огромный участок дорогой земли у метро «Профсоюзная», но сильно усложняет логистику.
Вообще о реформе ИНИОНа речь зашла сразу после пожара, но тогда коллективу удалось отстоять свое право на существование и и.о. директора был назначен выходец из института. Сейчас, очевидно, в ФАНО решили вернуться к обсуждению этой темы.
Президент РАН Владимир Фортов рассказал «Коммерсанту», что его не уведомили о смене руководства ИНИОНа, сейчас будет создана комиссия по этому вопросу, которая в ближайшее время будет обсуждать проблему с ФАНО. Так что борьба еще будет идти.