В путинском окружении очередные перестановки. Как пишут «Ведомости», помощница президента Татьяна Голикова уже готовится к переезду на пост главы Счетной палаты. Его покидает старожил российской политики Сергей Степашин, и ему требуется адекватная смена — доверенное лицо президента. Потому как глава Счетной палаты — должность очень ответственная: он по статусу знает очень много о сомнительных вещах, но далеко не всегда и уж точно не всем должен о них сообщать. Голикова пришла на пост помощника президента из правительства летом 2012 года, когда Владимир Путин позвал почти половину своего кабинета министров с собой в Кремль — у нового хозяина Белого дома Дмитрия Медведева были свои назначенцы на посты в правительстве.
Однако должность Голиковой сразу вызывала множество вопросов. Что это за работа — курировать социально-экономическое развитие Южной Осетии и Абхазии? То есть понятно, что Россия тратит массу сил и главное средств на восстановление той же Южной Осетии, и их надо контролировать, иначе просто могут разворовать. Но должность для бывшего министра по социалке казалась довольно скромной. Теперь «справедливость» восстановлена — Счетная палата является ответственным участком для работы.
Это в общем не актуальная новость, о грядущем назначении Голиковой как о вопросе решенном говорят уже месяца три или даже больше. Новость в имени ее сменщика. А сменит ее, если верить источникам «Ведомостей», бывший первый замглавы президентской администрации, а после глава аппарата правительства Владислав Сурков.
Слухи о том, что Сурков возвращается в Кремль, ходят уже тоже не первую далеко неделю. СМИ даже «подбирали должности» для бывшего вице-премьера. «Известия» «предложили» Суркову сразу несколько должностей, но сам «кандидат» их отверг. «Ни с кем никогда не обсуждал ни должность помощника по инновациям, ни полпреда на Северном Кавказе, ни министра Дальнего Востока, ни главы Роснано-Сколково и даже не представляю, как эти последние можно объединить», - процитировал СМС Суркова его давний соратник и в прошлом работник администрации и ЦИК «Единой России» Алексей Чеснаков.
Но и добавил к опровержению следующий пассаж: «Назначение возможно? По-моему возможно. Но думаю, исходя из предыдущих разговоров и опыта работы, что оно вряд ли будет связано с модернизацией и Сколково. Знаю, что Сурков считает происходящее со Сколково несправедливым. И контекст, в который сегодня помещена политика "модернизации" его не устраивает. Это связано с идеологией инновационной работы». И далее: «Сурков по моей информации и догадкам может получить автономный участок работы, неважно,в администрации или в обществ сфере,связанный с наращиванием политического влияния России».
Так вот как теперь выясняется, Сурков не просто может сменить Голикову — круг обязанностей помощника может быть существенно расширен. В сферу ответственности нового помощника попадут еще и взаимодействие с Украиной, а поскольку Южная Осетия и Абхазия мало кем признаны, то и с Грузией. Последние два направления простыми назвать мало кто решится, вот и бросают на них человека с большим опытом госуправления и проверенного временем и Владимиром Путиным. Человека в целом доверенного, к которому уже лет десять вполне применимо определение «чиновник из команды Путина».
Мало кто может сказать, как сложится у нового помощника работа — до сих пор все «кураторы отношений со странами СНГ» были фигурами, скорее, номинальными, вроде нынешней главы думского аппарата Джахан Поллыевой. Или их деятельность была довольно провальной - «оранжевые революции» на постсоветском пространстве происходили вопреки воле Москвы и были для нее явной неожиданностью. Даже когда «непризнанные республики» курировал лично глава президентской администрации Сергей Нарышкин, выборы в Южной Осетии и Приднестровье внезапно закончились полным фиаско для Москвы — ее ставленники на выборах в «подшефных» регионах провалиились. Сможет ли что-то на этом поприще сделать Сурков? Вопрос открытый.
Иное дело, что и вопрос о назначении, несмотря на уверения источников, - это штука очень тонкая, все решает последняя подпись и пока ее не будет никто ничего до конца и толком сказать не сможет. Мало ли «точно состоится» назначений так и не происходило? Да едва ли не каждое второе срывается.
Интереснее то, что таким назначением Владимир Путин продемонстрирует то обстоятельство, что кадровая скамейка запасных у него хоть и имеется, но довольно небольшая. И что с людьми, особенно проверенными в деле, он расстается очень неохотно. Вопрос «скамейки запасных» в настоящих условиях — вопрос далеко не праздный. Да, российское руководство пока относительно молодо (для политиков так точно). Но недалек уже тот день, когда на смену им с неизбежностью должен будет кто-то прийти. И вот этого кого-то пока категорически нее видно. Путин так или иначе тасует одну и ту же приблизительно колоду, из новых выдвиженцев президента можно более-менее уверенно назвать, прежде всего, замглавы администрации президента Вячеслава Володина. Остальные с президентом уже лет пять-десять, а то и больше. Помощник президента Евгений Школов и вовсе с Путиным чуть ли не в 80-х в ГДР работал.
Возвращение Суркова в этом плане — абсолютно нормальный ход именно путинской кадровой политики. Никто не уходит в никуда без конфликта с президентом. Эдак, надо думать, вскоре и Алексею Кудрину найдут занятие по душе. Все-таки не зря Путин называл его «самым лучшим министром финансов».