будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минпросвещения интернет убийство
Июль 1, 2025
Страна
Матвейчев Олег

Интернет-границы и популярность негатива

Интернет-границы и популярность негатива
accessible-3715422_1280
Интернет-контент. Источник: pixabay.com

В связи с массовым убийством в керченском политехническом техникуме в прессе вновь начались обсуждения того, как информация, распространяющаяся в интернете, влияет на настроения граждан. Высказывалось мнение, что стрелявший по соученикам и преподавателям учащийся техникума именно в интернете нашел нечто, подтолкнувшее его к убийству.

В печати поднимают вопрос о том, нужны ли и не сделались ли неизбежны какие-то дополнительные ограничения в интернете, которые могли бы избавить от подобного воздействия. А Минпросвещения России уже разработало законопроект, который устанавливает дополнительные ограничения на распространение среди детей и подростков информации, побуждающей к причинению вреда «жизни и (или) здоровью иных лиц».

 
Открытые уроки для школьников при поддержке Минпросвещения России
edu.gov.ru

Законопроект уже размещен на портале проектов нормативных правовых актов. Напомним, сейчас закон запрещает распространять информацию, побуждающую детей к причинению вреда своему здоровью или самоубийству. В пояснительной записке указано, что перечень было решено расширить «с учетом новых вызовов и угроз в современном обществе».

 
Олег Матвейчев

О том, следует ли ожидать введения каких-либо дополнительных ограничений в сфере контента в интернете и о том, достаточно ли в России структур по контролю за ним, а также о сходстве и различии в этом вопросе СМИ и социальных сетей, с «Полит.ру» поговорил Олег Матвейчев, политолог, политический советник, эксперт СМИ, профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики».

«В проблеме баланса негативного и позитивного в интернете есть несколько аспектов. Первый – физиологический. Наша природа, эволюция сделали так, что мы реагируем в первую очередь на негативные новости. Потому что это соответствует нашей программе выживания: когда возникает какая-то опасность, человек свое внимание переконцентрирует именно на это. Позитив же такой энергией не обладает.

Соответственно, это учитывают социальные сети. Они ведь возникают не просто так: при создании соцсетей общаются с психологами. Когда создавался тот же самый Facebook, при моделировании самой сети, решении вопросов, какие опции там разрешить, как сеть будет выглядеть и тому подобных, консультировались с ведущими психологическими центрами мира. И психологи сказали: если хотите, чтобы вас отмечали, хотите быть популярными, то имейте в виду, что такие-то вещи, в том числе негативные, должны быстро распространяться.

 
Дети в интернете
Киселев Сергей/АГН "Москва"

Средства массовой информации также обнаруживают, какие новости дают рейтинг. Если ты опубликовал что-то про катастрофу, у тебя много репостов, комментариев, лайков. Если опубликовал новость об открытии какого-то завода, о том, что губернатор чего-то там перерезал ленточку на открытии – ни одного лайка, репоста и ни одного комментария не получаешь. Это естественно, и СМИ начинают закономерно зарабатывать свою популярность на негативе. Но таким образом общество фрустрируется, и мы движемся вообще непонятно куда.

Все это не значит, что нужно отменять механизмы, созданные эволюцией. Вопрос в том, что механизмы, созданные эволюцией, используются искусственно обществом или отдельными его институтами для каких-то целей. А раз это делается искусственно, то нужно либо как-то это уравновешивать, либо иными, искусственными же, в том числе государственными, механизмами это регулировать. В противном случае можно очень далеко зайти. Так что государство здесь должно вмешаться.

Если мы посмотрим на практику других стран, то можем найти много примеров очень разных тактик. У нас есть миф о том, что интернет абсолютно свободен. На деле же и в Европе, и в Америке контент в Сети регулируется. Вы не увидите огромного количества разных реклам; удаляют эти ролики, удаляют и разные новости. Делается это разными способами: государственными органами, на уровне политики редакции того или иного СМИ, на уровне политики отдельных социальных сетей, и прочее, и прочее.

 
Восточная женщина в интернете
pixabay.com

Регулирование контента есть абсолютно везде. Если мы посмотрим на восток, самым наглядным примером станет Китай, который сделал свой файерволл и не пускает в свою часть инета огромное количество социальных сетей и тому подобного. Тот же Facebook на территории Китая отсутствует, зато есть свои собственные социальные сети. Словом, из этого большого международного опыта нам все равно предстоит выбрать что-то. Нельзя быть открытыми всем ветрам.

На данный момент ситуация такова: у нас есть маленький Роскомнадзор, который по своему выбору что-то пытается убрать. Над нем все смеются – как в случае с Telegram, так и в случае с гигантским порнотрафиком. Сколько лет он уже борется за то, что порнотрафик не был доступен детям? На деле же тот по-прежнему абсолютно доступен любому, и никто проблем с этим не испытывает. Неспособен Роскомнадзор такое количество ресурсов, которые ежедневно создаются (порнографических, экстремистских, террористических и т.д.), блокировать вовремя.

Раньше это вообще делалось по решению суда – была целая история чего-то добиться. Сейчас Роскомнадзор блокирует ресурсы заранее, а уже потом пытается добиться разрешительной документации. Но в любом случае он не успевает ничего – его противники действуют быстрее. Поэтому нужны системные решения: нужно к этому и правительству, и экспертам подойти всесторонне, нужно понять, что всевозможные мелкие меры не способны с этим справиться. Что нужно разрабатывать большой комплекс всевозможных защит. Это ведь вопрос нашей информационной безопасности.

Точно так же, как есть пограничники, которые защищают наши границы, точно так же, как есть ядерное оружие, которое защищает нашу страну, точно так же, как в экономике есть протекционисткие меры, которые защищают от наплыва чужих товаров, нужна защита и в плане информации. Почему кто-то сказал, что у нас не должно быть протекционистких мер в этой сфере? Почему в интернете полагается быть полностью свободными? Ну, давайте тогда отменим и охрану границ! И пусть к нам заезжает кто угодно. Мы такого решения не будем принимать? А почему тогда мы решили, что в интернете должно быть так, чтобы кто что хочет, тот то и пишет?

 
Заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая
duma.gov.ru

Кстати, в Рунете от имени калужан, владивостокцев, москвичей и так далее пишут и люди из-за рубежа, в том числе получающие за это деньги, и пишут они зачатую очень негативные вещи. Что, так и должно быть? Заходи, что хочешь делай, смущай людей, ври, занимайся агитацией и пропагандой – и ничего, за это не придется отвечать? Почему-то в экономике мы такого не позволяем, вводим различные пошлины; почему-то мы на границе ставим какие-то пограничные столбы, вводим пограничный контроль, таможню. Так почему же в интернете мы должны все позволять? А ведь там идет воздействие на наши мозги!

Так что здесь, безусловно, должен быть создан комплекс мер защиты, огромный комплекс, и разрабатывать его нужно с участием всех экспертов, Госдумы и правительства. Думаю, нужен целый закон об интернете, который бы регулировал все эти моменты. Необходимость в нем давно назрела», – сказал Олег Матвейчев.

Матвейчев Олег
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).