будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
интернет компьютерная безопасность
Май 21, 2025
Страна
Медведев Вячеслав

Интернет-независимость РФ. Часть 1

Интернет-независимость РФ. Часть 1
web-0504-1
Интернет-защита. Источник: Фото: techoptimus.com

В последнее время много говорится об угрозах национальной безопасности. Заражение компьютерных сетей дипломатических представительств, атаки хакеров, подозрительно напоминающие действия спецслужб, — все это реалии нашего мира. Развитие криминальных технологий проникновения перевело стрелки с вопроса «взломают ли меня?» на «когда меня взломают, и как минимизировать ущерб?»

В течение последних лет правительство неоднократно декларировало задачи по защите локального сегмента сети Интернет. Наибольшую известность получили попытки добиться внедрения регулирования на уровне стран и создания системы защиты от сетевых атак. Да, эти попытки не достигли результата. Да, они во многом справедливо критиковались. Но будем честными — наступление часа Х, когда против страны в целом может быть развернута та или иная акция, вполне вероятно. Несмотря на мир между всеми крупными государствами, ни одно из них не собирается полностью отказываться от вооруженных сил.

Вооруженные силы сейчас немыслимы без современных средств связи и управления. Средства связи объединяют чиновников, разработчиков средств вооружения и т. д. Стране есть что  защищать и есть от кого защищаться. Попробуем оставить в стороне политический вопрос «зачем» и поговорим о том, как в принципе можно защититься в современном цифровом мире.

Начнем с того, что на самом деле руководство нашего государства осознает необходимость перемен. В стране есть деньги, постоянно объявляется о создании новых проектов и развитии ранее объявлявшихся, только в Москве действует порядка десяти бизнес-инкубаторов (не считая Сколково). Почему же не видно результатов?

Ошибка в системе

Допустим, одна девушка может стать мамой за 9 месяцев, но девять девушек за один месяц мамами не станут. Как правило, все громогласно объявленные проекты развиваются по схожему сценарию: объявление проекта — тендер — выкатка победителем тендера некого сайта или сервиса — возмущенное удивление общественности по типу «где они такого криворукого студента нашли» и «сколько же они попилили». Наверху же отнюдь не дураки сидят, чтобы постоянно наступать на одни и те же грабли! Почему же все повторяется раз за разом?

Если разобраться, то получится, что в низком качестве сервисов и сайтов победители тендеров не виноваты. Если кто-то хочет получить новую операционную систему, то под заказ нужно составить спецификацию, описывающую весь функционал до мельчайших подробностей, все варианты действий пользователей, вид всех возможных окошек, протоколы взаимодействия всех компонентов и т. д. и т. п. Попробуйте представить объем необходимой работы  и время на подготовку одной только документации. Ведь это многие тома и даже, возможно, шкафы талмудов! Кто-то видел примеры такого количества документов в качестве приложений к тендерам? Соответственно, победитель в ответ на слово «хочу» выкатывает минимум возможного. Зачем реализовывать лишнее, если его никто об этом не просил? А денег за работу, естественно, просят по-максимуму. Бизнес есть бизнес! Времена, когда работали за идею, остались в прошлом.

Правда, нужно сказать, что есть модель разработки, учитывающая вариант отсутствия техзадания. В этом случае пишется минимальное ядро системы, показывается заказчику, заказчик думает, что еще ему хочется добавить, замечания согласовываются, выпускается следующая итерация и так продолжается, пока у заказчика не остается пожеланий или не кончается бюджет. Но тут к ранее озвученной добавляются еще две проблемы.

А судьи кто?

Лучше всего иллюстрирует проблему одна история. В ноябре 2008 года было закрыто 184 военных представительства на предприятиях ОПК. В марте 2009 директивой Генерального штаба № 314/9/1000 вдвое сокращено число офицерских должностей там, где военпреды уцелели. В военных представительствах 1-й и 2-й категорий директива оставляла лишь по два офицера, в военных представительствах 3-й категории — по одному с одновременным уменьшением численности гражданского персонала военной приёмки. Также в 2009 году штатные категории военпредов сокращены до категорий «старший лейтенант» и «капитан». В апреле 2011 года вышла директива Генштаба № 314/9/1547. Она предписывала еще сильнее «поджать» штаты — в два и более раз!

Это в Министерстве обороны. В гражданских организациях есть еще одна проблема — зарплата. Все заказчики, как правило, располагаются в Москве, а предлагаемая зарплата порядка 10 тыс. рублей работающих в Москве не прельщает.

В итоге просто некому ни составлять ТЗ, ни принимать выполненные работы с достаточным уровнем качества. А если качество не спрашивают, то зачем его обеспечивать?

Сроки

Как правило, после того, как озвучивается очередная инициатива, заказчик хочет мгновенно получить желаемое. Но если мы хотим получить, скажем, операционную систему, то ее нужно разработать. Как бы мы ни относились, например, к Windows, но на ее создание ушли годы. Поэтому, если заказчик хочет получить что-то уже вчера, то ему можно предложить только уже готовое. Естественно, не подогнанное под его реальные потребности и нужды. Скажем, нужна операционная система. Не вопрос — предлагаются клоны имеющихся ОС Linux. Заказчик их даже внедряет. И напарывается еще на две проблемы.

Совместимость

Полученная типовая реализация может не учитывать типовые потребности. Скажем, имеющийся в Linux OpenOffice вполне подходит для работы, но если вам нужно обмениваться документами с теми, у кого установлен, скажем, Microsoft Office, могут возникнуть проблемы. Документы, созданные в одном «офисе», могут не открыться или неправильно отобразиться в ином. Типичный пример — доработка 1С под требования покупателей.

Поддержка

Тут, в свою очередь, тоже две проблемы. Типовое решение может поставляться не его разработчиком. Скажем, в ОС Linux — тысячи программ, и далеко не все из них разработаны поставщиком. Да, исходный код доступен. И разобраться в чужом коде тоже можно. Но как же это бывает сложно, и сколько на это нужно времени!

Предположим, заказчик-таки удовлетворен, внедрил систему и использует ее. Проходят годы. Систему нужно обновить (причин может быть много — найдена уязвимость, проведена доработка в связанных компонентах и т. д.). А поставщика уже нет. Или исходные коды потеряны. Или ушел ведущий разработчик, создававший систему. Желающие могут погуглить на тему ошибки тысячелетия и зарплат специалистов по Коболу на тот период. То есть мало систему разработать — ее нужно поддерживать все время ее работы у заказчика.

Именно поэтому в Советском Союзе и разработкой ТЗ, и поддержкой занимались специальные институты.

Подведем итоги вышесказанного. Если государство хочет получить комплекс ПО, предназначенного для обеспечения независимости и безопасности, то сиюминутным желанием тут не обойтись. Нужно воссоздавать институт заказчика, поднимать зарплаты, учиться действовать в соответствии с процедурами и выстраивать долговременные взаимоотношения. Нужна стратегия развития и дорожный план на годы вперед. С четкими задачами и ответственными лицами за каждый этап. А сделать можно все. Вопрос в цене.

Продолжение следует.

Медведев Вячеслав
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).