Корреспондент «Полит.ру» провел единый день голосования 8 сентября у штаба кандидата в мэры Москвы Алексея Навального, чтобы узнать, как команда оппозиционера будет интерпретировать ход и итоги выборов. К ночи Навальный сделал громкое заявление.
В сам штаб большинство журналистов не пустили - работа с ними была организована через пресс-выходы Леонида Волкова каждые несколько часов. Журналисты ожидали во дворе. Пресс-секретарь штаба Навального Ирина объяснила корреспонденту «Полит.ру», что представителям СМИ не следует следить за принятием некоторых тактических решений команды кандидата. По ее словам, в случае их публикации могут возникнуть проблемы с запретом на агитацию в день голосования.
Ближе к середине дня некоторых отобранных журналистов стали пускать в прихожую ставки Навального, но проход в нижние помещения, где находился сам кандидат, был загражден красной лентой. На охране стояли крупные мужчины в белых рубашках и черных брюках. Во двор были вынесены две пропановые печки, теромосы с кофе и чаем, периодически приносили еду.
Первый раз Леонид Волков вышел около 10:00. Он отметил, что системных нарушений на выборах не выявлено. Потом рассказал о несистемных. Они касались голосования на дому. Во-первых, по словам начальника штаба Навального, в списки было внесено слишком много людей без достоверного личного заявления избирателя, необходимого по закону. А во-вторых, прошла информация о ложных информационных бюллетенях для голосовавших по месту жительства. В них якобы говорилось, что у оппозиционера есть две судимости, что не соответствует истине. Впоследствии именно к голосованию на дому апеллировали и Волков, и Навальный, когда обосновывали наличие фальсификаций на выборах.
Следующий выход Волкова состоялся через несколько часов. Он опять пожаловался на голосование на дому, отметив, что на участках при этом все довольно спокойно. Волков упомянул и о голосовании солдат-срочников. Команда Навального опасалась, что их будет слишком много. По их подсчетам, военнообязанных с правом голоса насчитывалось не более 15 тысяч. В этом случае, по словам начальника штаба, их влияние на голосование ограничивалось бы 0,5%: «Если их будет больше, это будет указывать на фальсификации». Впоследствии эта тема активно не поднималась. Волков дал уверенный прогноз на второй тур. На самих участках, по его словам, голосование проходило нормально.
Через некоторое время прошел слух, что в штабе появился и сам оппозиционный кандидат. Но к прессе он выходить не стал. Его пресс-секретарь Анна Ведута успокоила журналистов, что они обо всем узнают первыми: «Даже если нас будут забирать, то отсюда».
После этого наступило некоторое затишье, достаточно долго новостей ни от Волкова, ни от Навального не поступало. Ряд местных жителей раздражало наличие большого количества прессы. «Надо делом заниматься, а не фигней», – растолкал представителей прессы один из них. Присутствовали и сочувствующие Навальному. К штабу пришел прилично одетый мужчина со своим сыном. Он рассказал собравшимся, что «на Соколе» по данным экзит-поллов, лидирует именно Алексей Навальный.
Следующий выход Волкова накалил обстановку. Он отметил рост молодого населения среди голосующих. По его словам, победы Навального в первом туре не стоило ожидать, но второй тур получался «с хорошим запасом». «Разрыв между кандидатами Навальным и Собянином невелик. Что это значит? В ближайшее время около 19:00 будет приниматься решение в Кремле, очевидно, на уровне господина Путина о том, быть или не быть второму туру», – заключил Леонид Волков.
В следующий раз он появился на полчаса раньше до назначенных 19:00 и выступил с экстренным требованием штаба обнародовать явку. «Мосгоризбирком (МГИК) уже в течение трех с половиной часов не публикует данные по явке. Обычно они это делают раз в два часа и до 15:00 он делал это исправно», – объяснил ситуацию политтехнолог. Волков посчитал это предвестником готовящихся фальсификаций. По закону, МГИК никто не обязывает публиковать данные каждые два часа, это, скорее традиция, но штаб Навального продолжал ацентировать эту тему и в последующие часы. После объявления официальных данных по явке этот тезис перестал звучать.
К восьми часам к прессе вышел и Алексей Навальный. «Мы понимаем, что у мэрии есть большой соблазн набросить себя где-то 10% голосов, чтобы изобразить победу в первом туре. Мы заявляем, что сделаем все, чтобы это не случилось и призываем наблюдателей доработать хорошо эти несколько часов, чтобы не дать украсть ни одного голоса», – заявил кандидат. Тут же были обнародованы данные экзит-поллов штаба. По ним Навальный получил 35,6%, а Собянин – 46%. В это время появились и экзит-поллы от Центра политических технологий, ФОМ и ВЦИОМ, по которым второй тур не получался. Но о них на этом брифинге даже не было упомянуто.
Заявления Волкова и Навального многие журналисты встретили аплодисментами. Последних стало существенно прибавляться к концу дня. Увидеть Навального приходили и жители близлежащих домов. «Мне он нравится. Тем более как ему было не отдать голос, ведь его посадят иначе», – заявила одна пожилая социолог.
Навальный появился еще два раза. Первый раз около 22:15. Он озвучил претензии по отсутствию данных от МГИК по явке и по голосованию по КОИбам: «Это были выборы с простым бюллетенем… Происходящее мы расцениваем как фальсификацию. Мы требуем незамедлительного опубликования данных по явке и данных по КОИбам».
Волков продолжил: «В течение дня мы вели постоянный учет голосования на дому и, по нашим данным, оно составляет 1,7-1,8%... По первым протоколам, которые мы получаем, мы видим картину совершенно аномальных 8%. Так не бывает при нормальных выборах...», – заявил начальник штаба Навального. Впоследствии выяснилось, чт доля проголосовавши на дому составляет около 5%.
В дальнейшем требования штаба не менялись. Только риторика становилась жестче. «Если они решатся объявить победу, то ее достигли только за счет надомного голосования, хотя мы не исключаем, что сейчас они ищут и другие способы более-менее естественным образом натянуть 51%, о котором успел отрапортовать «Общественный штаб наблюдателей», которым, якобы, руководит господин Венедиктов… Разница 51% от 49% составляет пару десятков тысяч голосов, то есть переписывание протоколов на паре десятков участков. Мы видим, что такое переписывание началось. Мы видим все традиционные приемы московских выборов, с которыми широкая общественность познакомилась декабре 2011 года. Тогда МГИК под руководством господина Собянина из 26-27% «Единой России» сделал на глазах широкой публики 46%», – заявил Волков журналистам.
К двум часам ночи снова вышел Навальный и сказал, что не признает итоги голосования, если не будет второго тура, и сделал свое громкое заявление: «Мы обратимся к горожанам и призовем их выходить на улицы Москвы, если мэрия Москвы будет дальше так нагло попирать права москвичей на участие в выборах». После этого Навальный резко ушел. Вслед ему неслись вопросы журналистов: «Что значит, призовете выйти на улицы?». Но на них ответа никто не получил.