Создать полный перечень «налоговых расходов» — выпадающих доходов бюджета из-за преференций и льгот по налогам — предлагает Министерство финансов. Если окажется, что эти расходы неэффективны, их предлагается скорректировать или отменить.
Соответствующий проект постановления правительства, подготовленный Минфином, опубликован на портале проектов нормативных актов. Согласно отметкам на странице, документ сейчас находится в стадии общественных обсуждений. Как подчеркнул, отвечая на вопрос журналистов информационного агентства РБК, представитель Минфина, по итогам обсуждения «будут собраны замечания и предложения для дальнейшей его доработки».
Минфин предложил свой проект практически сразу после того, как российские власти приняли решение повысить НДС, налог на добавленную стоимость, подняв его с 18% до 20%. Решение это было принято, несмотря на то, что эта мера, по мнению большого числа экономистов, возымеет негативные последствия для российской экономики, увеличив инфляцию и, по всей видимости, понизив уровень жизни населения.
«С увеличением НДС, по мнению многих экономистов, мы торопимся. Причем ведь НДС – это тот налог, от которого практически невозможно уклониться, так что его увеличение так или иначе коснется всех. Несмотря ни какие бы то ни было какие заверения в том, что цены на социально значимые товары останутся неизменными. Совершенно невероятно, чтобы повышение НДС кого-то не коснулось. Ну, очевидно, что власти ждут проблем и максимально к ним готовятся», – такое мнение высказывал в беседе с «Полит.ру» Сергей Хестанов, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС, советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие брокер».
Тем не менее, закон был принят. Новая ставка НДС вступит в силу с 1 января 2019 года. А теперь Минфин задумался о возможности лишить россиян налоговых льгот. Впрочем, по сути, вопрос отмены тех налоговых льгот, которые не являются эффективными, давно стоит на повестке дня, пишут СМИ.
По мнению Антона Табаха, главного экономиста «Эксперт РА», доцента ВШЭ и МГУ, пока речь не идет ни о чем радикальном, а упомянутая идея не является чем-то удивительным – к тому, чтоб максимально увеличить сборы от налогов, стремится любое профильное ведомство любой страны.
«Предложена достаточно техническая мера – создать реестр льгот, чтобы видеть, где они есть и сколько стоят бюджетам того или иного уровня. Как ни странно, в консолидированном виде такого инструмента пока нет. А вообще отмены и расширения льгот – это вопрос политический. Но хорошо принимать решения по ним, владея информацией.
Любой минфин любой страны предпочитает собирать больше налогов и давать меньше льгот. И я не вижу больших изменений от нового инструмента. В ведомстве и так регулярно смотрят на льготы – просто создав новый механизм, будут делать это по-современному, на основе лучших практик анализа данных», – объяснил «Полит.ру» Антон Табах.
О том, почему Минфин идет сейчас на такие шаги, когда только что был решен вопрос относительно НДС, и о том, какие это может иметь последствия, с «Полит.ру» поговорил Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ.
«Бюджетная система в России находится в состоянии кризиса – денег не хватает. Очень многие средства в последние годы в связи с мировым экономическим кризисом были растрачены. Дело в том, что наша экономика, как мы знаем, базируется в основном на экспортных операциях. Так вот, в период кризиса были очень высоки издержки, а доходов было мало, поскольку ставка у нас делается на экспорт, а не на внутренний рынок, не на внутреннее производство.
В результате были потрачены очень многие деньги – и пенсионные, и резервные, и сейчас Минфин столкнулся с предстоящей нехваткой денег. Пока они еще есть, но вскоре понадобится либо секвестр бюджета (и, соответственно, неминуемое ограничение социалки, а также всех других расходов), либо надо что-то придумывать. И тут появился «майский указ», а он требует больших денег – которые, увы, уйдут так же неэффективно, как и деньги, которые были потрачены на предыдущие майские указы. Это уже можно предвидеть.
Поэтому Минфин сейчас занимается мобилизацией доходов. Недовольство и так уже возникло, так что «до кучи» принимают и массу других решений. Скажем так: под шумок пенсионной реформы прошло повышении НДС. А ведь это коснулось всей экономики и граждан! Наверняка будет еще много мер, которые не будут касаться, например, обывателя, а будут касаться, к примеру, бизнеса, определенных отраслей экономики.
И понятно, что в первую очередь Минфина начинает смотреть на выпадающие доходы – сколько недополучено в результате льгот. И думает, нельзя ли какие-то из них отменить. Так что инвентаризация льгот наверняка будет, но самая большая проблема состоит в том, что льготы, скорее всего, отменят для минимально защищенных субъектов, которые как раз, наоборот, требовали бы поддержки для развития экономики. Но вряд ли тронут крупные компании.
Вчерашняя инициатива Белоуслова по поводу того, чтобы заставить платить крупных металлургов (прежде всего, это касается господина Лисина с Новолипецким комбинатом, но и не только его), тут же вызвала сопротивление с их стороны. И, скорее всего, они пролоббируют отказ от этой меры. А малый и средний бизнес не могут пролоббировать свои интересы – ну, думаю, они и окажутся крайними и будут платить за все. В общем, тут все достаточно понятно. Но в целом экономическая политика правительства сейчас напоминает басню про Тришкин кафтан, когда отрезают с одного конца и пришивают к другому.
Но при этом на будущее создаются проблемы с доходностью, потому что сейчас режут курицу, которая несет золотые яйца, фигурально выражаясь. Уничтожают потребительский спрос – соответственно, это скажется на малом и среднем бизнесе, на отечественном производителе. А это, в свою очередь, скажется на налоговой базе – она упадет, и опять придется где-то что-то ограничивать. Получается замкнутый круг, совершенно неэффективная деятельность – и в то же время масса социальных издержек и социального недовольства.
Если сравнивать с другими экономическими моделями, то видны и другие пути. Скажем, Америка смогла пережить Великую Депрессию именно потому, что она поддерживала внутренний рынок, потребительский спрос, местного производителя. А не надеялась на экспорт. Все те страны, которые делали ставку на экспортную модель, экономически провалились. То же самое сейчас происходит и с Россией.
А что касается льгот – может быть, там и есть избыточные, может быть, в самом деле не все эффективно в нашей бюджетной политике. Вполне возможно, что отменят и пролоббированные кем-то льготы. Так что само по себе это решение нельзя оценивать только как негативное. Просто есть определенная матрица действий Минфина и правительства, и в ее рамках обычно возникают негативные последствия», – считает Николай Миронов.