будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Инвестиции в энергетику: задачи для государства

Испытав кризисное воздействие весенних и зимних отключений, политическое и хозяйственное руководство России пришло наконец к простому и понятному выводу, состоящему в том, что в электроэнергетику тоже надо вкладывать деньги, так как если этого не делать, произойдет такая авария, что нам и не снилось. Но даже если, паче чаяния, нам в очередной раз повезет и аварий не будет, то все равно ограничения по генерирующим мощностям и пропускной способности электросетей и паропроводов не позволят российской экономике развиваться дальше.

Российская электроэнергетика готова принять внешних инвесторов, более того – без них она не сможет развиваться. Несмотря на то что собственная прибыль у холдинга РАО «ЕЭС» вполне приличная, на финансирование переходящих и вновь начинаемых строек ее не хватит. Отрасли вообще и холдингу в частности нужны инвесторы, и именно поэтому произошли изменения в структуре собственности, которые позволили выделить несколько компаний по видам деятельности: генерации, передаче продукта и по его продаже, а также по территориальной дислокации. Акции части этих компаний после проведения дополнительной эмиссии уже можно размещать среди покупателей.

Поскольку часть генерирующих и инфраструктурных компаний еще долго будет находиться в собственности государства, ему, чтобы сохранить свою долю в акционерных обществах, где проводится допэмиссия, надо будет выкупить часть этой допэмиссии, для чего потребуется выделение средств федеральным бюджетом. Правда, он, как правило, не спешит расставаться с казенными деньгами, предпочитая накапливать их в Стабилизационном фонде. Но на этот раз, как нам кажется, Министерство финансов не будет сильно упрямиться и выдаст требуемую сумму. Таким образом, ни со стороны инвесторов, ни со стороны государства, ни со стороны самого РАО никаких препятствий не предвидится.

Но, к сожалению, далеко не все идет нормально с потребителями электро- и теплоэнергии. Именно с их стороны доносятся постоянные жалобы на нехватку новых мощностей для присоединения к электросетям и возникают требования увеличения энергомощностей; впрочем, во многих случаях эти жалобы и требования кажутся надуманными. Если использовать в качестве показателя платежеспособности потребителей размер дебиторской задолженности РАО «ЕЭС», то выясняется, что, несмотря на весь наш экономический рост, насыщение платежного оборота деньгами, 100%-ую оплату счетов естественных монополистов и т.п., платежеспособность потребителей остается на не очень высоком уровне. Во всяком случае, на начало января 2005 года задолженность покупателей перед организациями РАО составляла 57 млрд руб., а на начало января 2006 года – 48 млрд руб. Это неплохая сумма, сравнимая по своим объемам с финансированием строек РАО сразу за два года.

Но если у нас не очень платежеспособны потребители, то имеет ли вообще смысл сильно расширять инвестиционную программу РАО, да еще и с привлечением сторонних инвесторов? Где гарантия, что электроэнергия с новых станций, которая, конечно, с благодарностью будет принята потребителями, будет точно в срок ими оплачена? К сожалению, такой гарантии нет, поэтому претензии отдельных групп потребителей на нехватку энергомощностей выглядят не вполне обоснованно. Вот если они будут вовремя оплачивать счета, тогда проблем с финансированием нового строительства и вводом в действие новых мощностей станет существенно меньше. Ну, а если не будут, то стоит ли тогда огород городить и вкладывать ресурсы в объекты, продукция которых не станет оплачиваться?

В ходе реализации инвестиционной программы РАО «ЕЭС», кроме проблем с неплатежеспособными потребителями, может столкнуться и с другими трудностями. Хорошо известно, что большая часть электроэнергии в России вырабатывается на теплоэлектростанциях, а основным видом топлива для них является природный газ. Также хорошо известно, что основной производитель газа – корпорация «Газпром» – крайне неохотно идет на расширение внутренних поставок своей продукции, считая, что внутренние цены на газ не компенсируют ему всех затрат на добычу, очистку и транспортировку газа. И поэтому, чтобы компенсировать себе внутренние затраты, предпочитает увеличивать поставки газа на рынки дальнего зарубежья. А если и соглашается на расширение внутренних поставок, то требует постоянного увеличения внутренних цен.

В связи с этим обстоятельством возникает вопрос, выделит ли «Газпром» необходимое количество газа для вновь построенных электростанций? Не окажется ли так, что здания будут построены, оборудование смонтировано, но вот разрешения на подключение к газопроводам электростанции так и не получат? Не выйдет ли так, что гигантские капиталовложения будут заморожены в готовых к эксплуатации объектах, при этом потребители, с нетерпением ждущие новых энергомощностей, так и останутся ни с чем?

Конечно, эта картина выглядит немного фантастично, так как вряд ли «Газпром» откажется подключить к сетям газоснабжения готовые электростанции. Поэтому, чтобы не оказаться один на один с тяжелыми фактами, корпорация еще задолго до начала строительства газоемких объектов предупреждает их владельцев, чтобы они на многое не рассчитывали. И РАО «ЕЭС», судя по всему, тоже неоднократно предупреждала, поэтому строительство многих энергоблоков, работающих на природном газе, тянется много лет.

Таким образом, готовясь к расширению своей деятельности, энергетический холдинг России может натолкнуться на два существенных ограничения – неплатежеспособность части потребителей и нехватку топлива для вновь строящихся электростанций. Компромиссный вариант, предлагаемый «Газпромом», – более резкое увеличение цен на газ – тут вряд ли подходит, так это приведет только к росту тарифов на электроэнергию, а значит, снизит количество платежеспособных покупателей. Поэтому политическому и хозяйственному руководству России параллельно вопросам создания условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику придется решать вопросы обеспечения платежеспособности спроса (во всяком случае, в части государственных потребителей), а также гарантированного обеспечения расширенных поставок газа со стороны концерна, контролируемого государством.

См. также:

  • Гриценко. Цена энергокризиса
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).