10 мая в авиакатастрофе погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Трагедия произошла на берегу Байкала между поселками Большое Голоустное и Большие Коты. Вместе с губернатором в вертолете «Белл-407», зарегистрированном на частное лицо, погибли пилот Виктор Кунов, первый заместитель главы региона Михаил Штонда и сотрудник вневедомственной охраны Александр Шестак.
Пресс-служба Минтраса позже сообщила, что заявка на использование вертолета в адрес Иркутского радиоцентра не поступала, а собственником вертолета является житель Подмосковья Сергей Шмаков. Это владелец компании «Сапсан», которая была создана в 1991 году и первой начала возводить коттеджные поселки в Подмосковье. В 2003-м году Шмаков стал абсолютным чемпионом России по ралли-рейдам, в 2004-м и в 2006-м получил кубок мира.
Губернатора Есиповского похоронят в Москве на Троекуровском кладбище. Исполняющим обязанности главы Иркутской области Медведев назначил первого заместителя Есиповского Сергея Сокола. В Иркутске вторник объявлен днем траура.
В администрации региона утверждают, что полет Есиповского был инспекционным: после празднования 9 мая (губернатор смотрел парад, выступал с речью) Есиповский решил проверить территорию будущей туристической зоны в районе села Большое Голоустное.
У следствия пока нет единой версии катастрофы. Рассматривается несколько вариантов, в том числе ошибка пилотирования, погодные условия и техническая неисправность. В Следственном комитете при прокуратуре говорят, что пока не нашли «черные ящики» сгоревшего вертолета.
Между тем СМИ обсуждают версию, согласно которой Есиповский погиб во время охоты. Газета «Известия» пишет, что рейс, который завершился аварией, был неплановый и незарегистрированный, это подтвердили газете в МЧС Иркутской области. Вопреки утверждениям властей региона, местные жители говорят, что не знали о приезде чиновника, и не видели вертолета, который кружил бы над Большим Голоустным.
Как пишут «Известия», район, где упал вертолет, давно известен как место ВИП-охотников: «Дичь добывать здесь трудно, но интересно, а с вертолета это сделать намного легче». Местный лесник пожаловался изданию: «Здесь ужас что творится, зверей прямо с воздуха отстреливают и делают это ради забавы».
Издание «Газета» также развивает эту версию. Район, где упал вертолет с иркутским губернатором, – горный, с изменчивым климатом, поэтому никакой туризм, кроме охотничьего, здесь развивать нет смысла. «Тут водится изюбр. Сложно представить, что заядлый охотник вечером 9 мая летал здесь, чтобы осмотреть место для будущей туристской зоны. К тому же на борту не было ни одного чиновника, связанного со строительством или межеванием земель», – приводит «Газета» слова неназванного собеседника.
Руководитель организация «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова пообещала газете «Коммерсантъ», что экологи в ближайшее время проверят версию об охоте.
47-летний единоросс, зампред думского комитета по промышленности Игорь Есиповский был назначен временно исполняющим обязанности главы Иркутской области в апреле прошлого года, после досрочной отставки губернатора Александра Тишанина. Эксперты связывали это назначение с интересами гендиректора корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, который является уроженцем Иркутска и возглавляет иркутское землячество. Кроме того, в области расположена корпорация «Иркут», она производит Су-30, эксклюзивным их продавцом на экспорт является «Рособоронэкспорт».
В должность главы региона Есиповский вступил 13 декабря по представлению президента Дмитрия Медведева, хотя некоторые наблюдатели характеризовали Есиповского как слабого управленца.
До того как сесть в губернаторское кресло Игорь Есиповский в 2000-2005 годах работал в «Рособоронэкспорте» – главой департамента товаров и технологий двойного применения. Затем стал гендиректором АвтоВАЗа и председателем совета директоров совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ». Но в 2006 году уволился, после того как совет директоров АвтоВАЗа одобрил создание управляющей компании для АвтоВАЗа, которой передавалась значительная часть полномочий гендиректора.