На жизнь политиков такого ранга в России не покушались уже лет 70, со времен убийства Кирова. «Были основания предполагать, что такое может случиться», заявил Анатолий Чубайс немедленно по прибытии на рабочее место.
И еще он сказал: «Я достаточно ясно понимаю, кем могло быть организовано сегодняшнее покушение».
Вот и нам бы, грешным, неплохо понять.
В нашем с вами распоряжении есть несколько текстов, наговоренных в своих недавних интервью самим А.Б. Чубайсом и одним из его ближайших сотрудников. Никаких других источников я использовать не собираюсь, инсайдерской информацией, разумеется, не владею.
Фрагмент №1.
А.Чубайс в ответ на вопрос журнала Профиль (14.03.2005): «… для России фашизм - это абсолютно серьезнейшая фундаментальная политическая опасность».
Л.Гозман в ответ вопрос Prognosis.Ru, более детально на ту же тему (11.3.2005): «В краткосрочной перспективе в России вполне вероятно установление национал-социалистического режима, но скорее уровня Муссолини, чем Гитлера».
«Такой режим, с одной стороны, сохранит внешние атрибуты демократической страны – выборы, формальное наличие партий, формальное наличие частной собственности, но, с другой, все демократические свободы будут заканчиваться в тот момент, когда это будет нужно государству. То есть, бизнесом, например, заниматься будет можно, но до той поры, пока у начальства не возникнет желания его отобрать…
Идеология такого государства может быть изоляционистской, националистической, идеологией «третьего пути», что на практике будет означать союз со странами-изгоями против ведущих демократий мира».
«Самым опасным» является тот факт, что власти начинают заигрывать с подобного рода идеями и сами их во многом продуцируют – антиамериканская истерия, интриги с Ираном, Сирией и т.д. Сюда же можно отнести создание движения «Наши».
Фрагмент №2.
Вопрос Prognois.Ru: «Переход к национал-социализму связан с появлением во власти так называемых «силовиков»?
Ответ Л.Гозмана: «Совсем нет! Дело не в «силовиках», не в том, что они из КГБ или военные… Профессиональные стереотипы не верны, «силовики» бывают разными. По всей вероятности, та группа людей в погонах, которая пришла к власти, была воспитана так, что они недооценивают значимости демократических реформ. И при самых добрых намерениях, им кажется, что необходимо усиление контроля».
Фрагмент №3.
А.Чубайс в ответ на вопрос журнала Профиль по поводу концерна «Силовые машины»: «… считаю делом чести государства завершение объявленной сделки, на которую, насколько мне известно, авторитетнейшие государственные деятели давали свое добро. То есть сделки между «Силовыми машинами» и «Сименсом». От этой позиции я не отходил. Если крупнейшая в мире компания «Сименс» приняла решение идти в Россию, проработала проект, провела переговоры, пришла к руководству страны и спросила, можно или нельзя, если ей уже пожали руку, если уже сказали: «хорошо, делаем», но потом прошло полгода, и сказали: «ой, а может быть, даже и нельзя», - это ужасно. Масштаб негативного резонанса, который из этого произрастает, больше, чем пять «Силовых машин».
Профиль: «А вы не в курсе, что там такое случилось»?
А.Чубайс: «В курсе. Я ответил на ваш вопрос? …Но я все же закончу: я считаю, что власть должна последовательно завершить то, что обещала, и довести сделку до конца. Второй пункт. Если власть скажет "нет", не даст разрешения, тогда у меня есть предложение. Но я не вел переговоров ни с Потаниным, ни с Дерипаской. Мои предложения никакого отношения к Дерипаске не имеют. И я даже не вел переговоров с "Сименсом". Потому что это некорректно. Нужно завершить то, что объявлено».
Профиль: «Как вы считаете, тот аспект, который сейчас чаще всего поминается среди сомнений: что, мол, это стратегически важное предприятие, что оборонный комплекс попадет в руки иностранцев и это опасно, - этот аспект должен учитываться? Насколько я знаю, именно это обстоятельство сейчас больше всего настораживает государственные умы».
А.Чубайс: «Я представляю себе в целом ситуацию, но логика моего ответа состоит именно в том, что я уже сказал. Оборонный аспект безусловно важен. Но есть еще два десятка других, не менее важных аспектов. Есть, наконец, логика принятия политического решения - сначала анализ, а потом решение. Анализ был. И решение уже было принято».
Профиль: «А может, просто ситуация политическая поменялась, сейчас же как-то так заметно усилился патриотизЬм, с мягким знаком перед последней буквой в слове»?
А.Чубайс: «Я не готов оценивать причины, знаю одно: изменение позиции власти на противоположную есть лучший способ ее дискредитации».
Здесь необходимы минимальные комментарии/
Концерн «Силовые машины» - крупнейший в России производитель энергооборудования. Кроме того, в состав СМ входят заводы, выпускающие оборонную продукцию: электрогенераторы и турбинные лопатки для подводных лодок. Более 70% акций концерна находятся в собственности инвестфонда «Интеррос». Летом прошлого года «Интеррос» (г.г. Прохоров, Потанин) заявил о намерении продать «Силовые машины» немецкому Siemens. В ФАС поступил запрос на разрешение на эту сделку. Однако до сих пор ФАС не дала свое «добро». Пока ФАС анализирует запрос «Интерроса» и Siemens, нашлись новые претенденты на СМ. «Базэл» (г-н Дерипаска) заявил о своем желании приобрести этот актив. В качестве его возможных партнеров назывались «Газпром» и РАО «ЕЭС России».
24.02.2005 глава А.Б.Чубайс подтвердил свой интерес к покупке СМ, но конкретизировать детали он не стал. Он заявил: «Если сделка (с Siemens) рухнет, тогда у нас (РАО «ЕЭС России») есть что предложить на этот счет, но не раньше».
А теперь ответим на вопрос, какой «элемент текста» является сквозным для трех приведенных фрагментов?
«Интриги с Ираном», упомянутые во фрагменте №1, реализует ЗАО «Атомстройэкспорт», перешедшее в октябре 2004 года под контроль ГАЗПРОМа (или близких к нему лиц, банков и иных структур).
Исполнение желаний начальства по отбору бизнеса, упомянутых во фрагменте №1, а также «самые добрые намерения» силовиков по «усилению контроля», упомянутые во фрагменте №2, так или иначе, реализуются в первую очередь через тот же ГАЗПРОМ (или близкие к нему лица, банки и иные структуры).
Наконец, обстоятельства срыва сделки «Интерроса» и Siemens с одновременным вытеснением РАО «ЕЭС», упомянутые во фрагменте №3, как нам кажется, связаны с переходом концерна «Силовые машины» под контроль того же ГАЗПРОМА. Как нам кажется, это именно те обстоятельства, в курсе которых был А.Б. Чубайс, отвечая на вопрос «Профиля». Более того, нам опять же кажется, что именно А.Б. Чубайс был последним реальным препятствием на пути этого перехода.
А вы говорите, qui prodest, qui prodest …
Обязан, впрочем, сделать следующую оговорку литературно-детективного плана. Лица, читавшие роман «Чужие здесь не ходят», наверное обратили внимание, что устроить покушение на жизнь ректора сугубо вымышленного университета было бы сугубо prodest множеству его «деловых партнеров». Между тем, застрелил моего героя некий «народный мститель», персонаж сугубо маргинальный и ни к каким серьезным делам не причастный.
Трудно, конечно, представить себе народного мстителя, разъезжающего по Одинцовскому району на Mitsubishi Pajero, либо на автомобиле Saab темного цвета. Но чего только в жизни не бывает …
В завершении позволю себе цитату из замечательного поэта русского рока Саши Васильева:
«А когда последний наш умрет,
Закопайте прямо у ворот,
На поминках разогрейте суп,
Мы болели за один и тот же клуб!»