Отныне российские работодатели не имеют права указывать в объявлении о наборе на работу желаемый пол, возраст, национальность, место жительства и множество других критериев для соискателей.
Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон «О занятости населения»,теперь там прописан прямой запрет на публикацию объявлений о вакансиях, «содержащих сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами». За нарушение предусмотрена административная ответственность.
Новый подписанный президентом закон отлично вписывается в концепцию борьбы не с явлением, а с его проявлениями. Граждане предпенсионного возраста жалуются на то, что во всех объявлениях ищутся работники до 35 лет? Отлично, нужно запретить такие объявления. При этом никто не мешает отделу кадров компании просто не созваниваться с претендентами ненужного пола и возраста.
Впрочем, не все специалисты считают, что новый закон не повлечет никаких изменений в работе кадровых служб. Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter, рассказал «Полит.ру», что «в настоящее время работодатель не имеет права отказать соискателю в приеме на работу из-за его пола, возраста и других особенностей, не имеющих отношения к деловым. Поэтому работодатели в качестве причины отказа указывают все что угодно, только не пол или возраст. С этим закон вряд ли что-то сможет поделать. Многие работодатели, как и прежде, будут ставить ограничения, только уже внутренние, непубличные. Например, вряд ли им что-то помешает не отвечать на отклики тех кандидатов, которые не подходят по каким-то критериям, как собственно происходит и сейчас». Однако Лебедев уверен, что через некоторое время новая норма изменит рынок труда: «Закон определенно сделает рынок труда информационно более цивилизованным и гуманным. А это уже очень многое значит, потому что работодатели часто устанавливают дискриминационные требования не потому, что это реальная необходимость, а потому что увидели у других. Со временем, через 5-6 лет после принятия закона, реальность рынка труда, думаю, изменится в лучшую сторону».
«Так или иначе, дискриминационные требования, например, к полу или возрасту кандидатов (если только подобные ограничения не установлены законом) ограничивают права наших граждан. Работодатели должны принимать решения о найме, руководствуясь исключительно профессиональными качествами кандидата. Пол, возраст, цвет кожи, национальность не могут находиться в числе требований работодателя к кандидату и не должны быть основанием для принятия решения о приеме на работу», — пояснил Лебедев.
На Западе работодатели, по словам Лебедева, вообще почти не обращают внимания на качества, не относящиеся к деловым качествам соискателя. «Насколько можно судить по вакансиям, опубликованным на крупнейшем американском джоб-сайте monster.com или британском totaljobs.com, работодатели не указывают в вакансиях пожелания по полу, возрасту, цвету кожи и другим подобным качествам, не относящимся к профессиональным. Кроме того, когда соискатель заполняет, например, онлайн-анкету на сайте Google, там нет поля для ввода пола и возраста, потому что рекрутеру должно быть все равно, мужчина вы или женщина и какого возраста, главное, чтобы ваше образование, опыт и навыки были релевантны вакансии», — рассказал Лебедев.
С Глебом Лебедевым не до конца согласна Кристина Михеева, управляющий партнер экспертного рекрутингового медиаагентства « Штаты.RU» и портала MediaJOBS.RU: «Запреты на ограничения по полу и возрасту при публикации вакансий — давно принятая международная практика. В европейских странах запрещено не только публиковать подобные ограничения, но даже обсуждать эту тему с кандидатами при личном интервью. Даже когда нам, как агентству, западная компания делает заказ на подбор сотрудника, параметры пола и возраста практически не обсуждаются, или очень осторожно и очень конфиденциально. Так что подписание подобного закона — это шаг навстречу общемировой практике легитимного бизнеса».
В то же время, отметила Михеева, все, кто хотя бы раз подбирал сотрудника к себе в компанию, идет ли речь о топ-менеджере или персональном ассистенте, прекрасно знают, что любая профессиональная команда всегда имеет свои предпочтения по тому, какого человека они хотят видеть. «Если люди обладают равными профессиональными компетенциями, выбор всегда будет сделан в пользу того кандидата, кто ближе действующей команде и по психотипу, и по возрасту. В конце концов, есть определенные форматы программ (выбор телеведущего или телеведущей) или профессии, которые объективно требуют типично мужских или женских свойств. Но это уже придется читать "между строк"», — сказала Михеева, отметив, что при публикации вакансий на портале MediaJOBS.RU параметр пола и возраста при публикации вакансии был снят.
Впрочем, несмотря на западные аналоги, по принципу работы новая мера схожа с указом Александра I от 28 мая 1802 года, который запретил печатать объявления о продаже крепостных крестьян без земли. Просвещенное руководство империи понимало, что торговать людьми нехорошо, а разрывать семьи совсем уж плохо, и решило с этим бороться. После долгого размышления было принято решение о запрете на публикацию объявлений. Разделять крестьянские семьи, продавая, например, мужа в одно место, а жену в другое, запретили только в 1833 году.
В современной России также никто не собирается отказываться от старого доброго приема. Столичные власти, ранее допустившие словосочетание «лицо кавказской национальности», теперь ратуют за то, чтобы запретить упоминать национальность преступника. Считается, что таким образом снижается градус ненависти коренного населения Центральной России к приезжим с Кавказа. На деле, конечно, все, кто этого хочет, узнает правду в блогах и социальных сетях. А кто не хочет, может просто свалить все проблемы на нелюбимую нацию или социальный слой.
Если мужчина, который страсть как не любит женщин, открыл магазин, то он и не будет принимать женщин на работу — иначе в коллективе будет стоять атмосфера ненависти и постоянные конфликты приведут к разорению. Логично дать предпринимателю самому решать, кому он будет платить зарплату.
Механизмы свободной конкуренции никому не дадут умереть. Если в городе 9 кондитерских будут набирать на работу исключено мужчин, то найдется десятая, которая наймет на работу женщин, цена труда которых из-за большей конкуренции упадет. В итоге процветать будет именно десятая кондитерская, в том числе благодаря дешевой стоимости рабочей силы. Другие потянутся за успешным примером и в итоге возможности людей обоего пола сравняются.
Если вдруг появится закон о том, что в кондитерских не менее 40 процентов персонала должно быть женского пола, а никто из руководителей не желает с дамами даже общаться, женщины будут приняты на церемониальные должности и от них не будет ничего зависеть. Но конкуренция среди женщин сократится, так как многим будут обеспечены рабочие места, и в итоге не появится той самой десятой кондитерской, где женщины делают торты на заказ и получают высокую зарплату.
Ирина Крутских, генеральный директор кадрового агентства «Триумф», уверена, что «сам посыл этого закона неплохой. Многие соискатели действительно не могут найти работу, потому что видят ограничения в вакансиях по полу и возрасту. Но если принятие этого закона приведет к исчезновению данного фильтра в объявлениях, реалии, скорее всего, останутся теми же. Ведь всегда можно отказать после первичного собеседования, назвав другие причины — недостаточный профессионализм, нехватку свежих знаний и прочее».
«Будут и негативные последствия. Возрастет нагрузка на кадровые агентства и самих соискателей. Мой личный прогноз, что 40% попыток ряда кандидатов будут бесплодными. Если раньше они не тратили время на неподходящие вакансии, когда видели этот фильтр, то теперь они будут подавать на места, заведомо им не подходящие», — уверена Крутских.
«Возрастные фильтры бывают обоснованы. Банальный пример: если работнику придется 80% времени проводить в командировках, вряд ли человек 60 лет сможет с этим спокойно справиться. Так что этот закон, скорее, борьба с последствиями, а не с реальными причинами», — заявила Крутских «Полит.ру».
Главный редактор портала Rabota.ru Александра Гросс настроена достаточно скептически. «Идея закона благая — оградить соискателей от дискриминации, в первую очередь половозрастной, но по факту работать он не будет, и жизнь соискателей никак не облегчит. Компании, которые и ранее подбирали персонал по критериям М или Ж, до 35/40/45, продолжат подбирать по заданным критериям. Принятие закона немного усложнит процесс подбора — придется отсматривать больше резюме, но с этим, я думаю, HR-работники справятся успешно. А вот соискателям станет сложнее: требования работодателя ведь никуда не делись, а вот информация о них из описания вакансий исчезла. Теперь претенденты будут тратить больше времени, отправляя резюме в те компании, которые их все равно не возьмут. А ответом станет вежливо-стандартное "Мы Вам перезвоним" или "Мы сделали выбор в пользу кандидата с большим опытом"», — считает Гросс.
Александра Гросс рассказала, что у подписанного президентом закона есть и иностранные аналоги: «Так, на Украине о запрете дискриминации в вакансиях задумались еще до появления российского законопроекта. В России о запрете ограничений заговорили в октябре, а Министерство социальной политики Украины заявило о подобном в апреле прошлого года. Закон "О занятости населения" приняла 5 июля 2012 года Верховная Рада и сразу же подписал президент. В действие он вступил с 1 января 2013 года. В законе, в частности, говорится не только о недопустимости половозрастных ограничений в описании вакансии, но и о запрете брать плату за услуги с соискателей при трудоустройстве для кадровых агентств».