будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Страна

Искусство запарафинивать мозги

Искусство запарафинивать мозги
800-600_M41HhiV
Химическая лаборатория. Источник: / pixabay.com

Чистка ёмкостей для транспортировки нефти – трудоёмкое занятие, требующее применения специальных химических соединений для устранения, в том числе, смолисто-парафиновых фракций, обладающих повышенной вязкостью, содержание которых в нефти в некоторых случаях может доходить до 25 – 50% от общей её массы. Так вот, чтобы снизить вязкость нефти и облегчить ее извлечение, транспортировку и переработку применяются специальные нефтепромышленные реагенты - специально разработанные композиции, в том числе, содержащие хлорорганические соединения.

Попытаемся, в этой связи, «растворить» некоторую «вязкость» в понимании ситуации с загрязнёнными трубопроводами, о которой мы периодически пишем.

Не секрет, что нефть, поступающая от различных компаний, поступает в систему «Транснефти» не сразу, перекачиваясь в буферные емкости-хранилища перекачивающих станций. Причём каждая станция оснащена специальным пунктом измерения и контроля качества нефти, по результатам исследования которого выдается паспорт качества нефти – так называемый протокол испытаний. Кстати, эта услуга включена в стандартный договор на транспортировку нефти госкомпанией.

В сливной трубе каждого хранилища, помимо этого, установлен промышленный автоматический анализатор качества нефти, а также другие контролирующие приборы и в случае превышения допустимых концентраций реагентов и по сигналу анализатора слив нефти автоматически перекрываться. Таких станций на трубопроводе «Дружба» по пути в Европу установлено 24 – только на территории России. Однако известное нам превышение допустимой концентрации впервые было обнаружено только на предприятии «Белнефтехима» - Мозырском НПЗ, удаленном от ст. Лопатино на расстояние 1792 км. И это первый вопрос.

«Транснефть», как уполномоченный оператор трубопроводной системы, смешивает между собой потоки нефти разного качества и создаёт смесь, которая должна удовлетворить конечного покупателя: операция распределена по всему маршруту транспортировки сырья. Сложная система согласования, смешивания и контроля качества целиком и полностью осуществляется сотрудниками компании.

Так, помимо нефти, поставляемой через узел «Нефтеперевалки», куда сырье транспортируется в цистернах, в хранилище станции «Лопатино» поступает нефть аж по трем нефтепроводам: «Альметьевск — Куйбышев-1», «Альметьевск — Куйбышев-2» и «Самара-Лопатино-Унеча» и так далее: сложная и протяжённая система перекачек.

Так вот для того, чтобы марки Urals, прокачиваемой по «Дружбе», после нехитрых арифметических вычислений с учётом объёма потока, диаметра трубы, скорости передвижения и т.п., нефть от Самары до Польши должна дойти примерно за 12-15 суток, при этом, конец загрязненного потока объёмом 5 млн тонн оказался в сливном узле на станции «Лопатино» в то время как его начало вышло за западные границы Белоруссии, и оказалось в Польше и Германии, где пострадали по два НПЗ.

И это второй вопрос, так как протяжённость загрязнённого потока исключала одномоментный вброс (то есть диверсию) или получается (страшно подумать) зафиксировала отсутствие контроля качества на довольно длительном участке «трубы», что невозможно усилиями отдельной группы злоумышленников.

В апреле 2019 года глава «Транснефти» Николай Токарев докладывал президенту Путину, что причиной загрязнения нефтепровода «Дружба» некондиционной нефтью стал «умышленный слив нефти, которая не прошла товарную подготовку» через узел слива, принадлежащий компании «Нефтеперевалка».

Однако оценка технических характеристик позволяет определить, что для накопления в резервуарах «Лопатино» и прокачки 5 млн тонн нефти при ежедневной поставке «Нефтеперевалкой» через этот узел 2800 тонн/сутки, понадобилось бы 5 лет, а загрязнить заявленный объем нефти только через узел слива, принадлежащий «Нефтеперевалки», по-моему, с учётом расчётов, физически невозможно.

Получается, что «грязная нефть» сливалась в трубу на протяжении длительного времени и на протяжённом маршруте. Это, конечно, только предположение и выводы должна делать специальная комиссия, но арифметика и логика подсказывает нам, что кто-то хочет выдать желаемое за действительное, и это унизительно с точки зрения здравомыслия.

По сообщению того же «Гомельтранснефть Дружба», загрязненная нефть шла по трубе сплошным потоком, длина которого, согласно расчетам, могла составлять более 3000 км. Странно то, что ни на одной из 15 станций, расположенных по ходу движения этой «нефтяной пробки», не сработали автоматические анализаторы качества нефти, призванные перекрывать транспорт нефти в случае ее несоответствия параметрам ГОСТ.

Создается впечатление, что либо руководство «Транснефти» далеко от понимания технологических процессов и организации работ во вверенной ему стратегически значимой отрасли, либо, по непонятным причинам, утаивает правду.

Следователи могли бы просто заглянуть в журналы диспетчерских служб станций «Самара» и «Лопатино» и узнать, какие проводились там переключения в технологических схемах в первой половине апреля этого года, какого качества и откуда поступала туда нефть и какого качества и куда перекачивалась дальше?

Вызывает удивление, и это – третий вопрос, что сейчас происходит фактическое блокирование инициатив нефтяных компаний по созданию системы независимой оценки качества нефти с учётом особенностей рассматриваемого инцидента и его влияния на репутацию страны - поставщика.

Тем временем «Транснефть» направила в правительство РФ предложения, которые предусматривают получение ею в операционное управление пунктов сдачи и приема нефти в трубопроводную систему.

На сегодняшний день из 237 узлов компании принадлежат только 85, остальные 152 — различным нефтяным компаниям и другим структурам, которым теперь предлагается заключить с договоры со структурами «Транснефти» об оказании операторских услуг и передаче в пользование этих пунктов «в целях централизованного обслуживания и эксплуатации» этих объектов.

Получается, что «Транснефть» фактически желает чуть ли не монополизировать функцию контроля качества, окончательно «вычеркнув» из этого процесса не только нефтяные компании, но и независимых оценщиков?

Что это? Страх перед грядущими претензиями покупателей и оценкой со стороны отраслевых экспертов? А может быть это какой-то новый вид бизнеса? Сколько там стоит временное отключение приборов учёта, как выясняли следователи?

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).