Произошло интересное: опубликована стенограмма заседания ФНС. Вопрос не футбольный, а политический - он о допуске крымских команд к чемпионату России и о возможных санкциях со стороны УЕФА и ФИФА за это. Но даже и это не вся интрига: тут пример того, как делаются дела в реальности. Мало того, еще и аутентичность записи подтверждена участниками.
"Новая газета" опубликовала статью «Президента оставляем на бруствере...», подзаголовок: "Как присоединяли к России футбол полуострова Крым". Суть дела в том, что 31-го июля состоялось заседание исполкома РФС, на котором рассматривался вопрос об интеграции Крыма и Севастополя в российскую федерацию футбола. Риски в том, что тогда УЕФА и ФИФА могут применить к России санкции – лишить, например, права на ЧМ-2018 или исключить российские клубы из европейских кубковых турниров.
Автор публикации, А.Сухотин сообщил, что запись попала к нему от некого полузнакомого: "Поскольку он не является моим близким другом, относиться к содержанию данной записи с абсолютным доверием я не стану — однако не опубликовать ее я не имею права".
Позже в интервью Спортс.ру он пояснит
"– У меня оказалась аудиозапись заседания исполкома, а не стенограмма, как многие предполагают. Опубликованное нами – это далеко не полный перечень комментариев и заявлений, которые, по нашему мнению, принадлежат членам исполкома.
– Почему вы не опубликовали аудиозапись?
– Потому что действующее законодательство запрещает публиковать нецензурную лексику. У нас есть запись, она может быть опубликована в любой момент. Я не сумасшедший, чтобы публиковать материал, не имея звуковых источников…. публиковать расшифровку записи полностью я не мог, потому что не позволяли газетные полосы. Четыре полосы для одного материала – это и так редкий случай".
Выбранные места из стенограммы
Ввод в проблему, самое начало:
"Голос № 1: Проект решения есть у вас на руках: «Федерации футбола Крыма и Севастополя принять в члены РФС на очередной Конференции РФС…» Полагаю, что с учетом рекомендаций и письма Минспорта нам нужно принять решение, потому что второй дивизион зоны «Юг» в окончательном виде должен получить регламент, календарь и начать соревнования… В этой связи предлагаю что сделать: после того, как каждый член выскажет свою позицию, не затягивать, пустить по кругу подписной лист, каждый поставит «за» или «против», я выйду на пресс-конференцию вниз… "
Тут же, сходу начинается драматургия:
"Голос № 2: Ну посмотрите на него, был бы у меня тяжелый предмет, я бы тебе в голову кинул, Коля... Ну как же таким … надо быть?! Ну животное натуральное, посмотрите на него! Владимир Иваныч, посмотри на него, как он себя ведет!
Голос № 7: Просто члены исполкома под санкции попасть могут.
Голос № 2: И я потом не буду ездить за это вот…
Голос № 1: Естественно. Давайте обсудим, с чем я пойду на пресс-конференцию. Примите решение. Не надо меня учить. Я выйду и озвучу вашу позицию".
Полагаю, уже этого достаточно, чтобы возбудить интерес к публикации, в связи с чем дальше очень уж много цитать ставить и не надо, только самые главные. Цена вопроса - не только санкции в адрес членом Исполкома:
"Голос № 5: Николай Саныч, давайте разберемся, мы не в безвоздушном пространстве находимся… Ровно как десять дней идет активная кампания по отбору у нас чемпионата мира. Слушайте, подставить свою собственную страну легче легкого. А сделать умную работу — это сложно…"
Да, собеседников там 10, все они в тексте идут под номерами, но друг друга они называют по именам (именам-отчествам), так что тут еще и приятная логическая задачка (для пятиклассника) сопоставить номер с именем. Ну да, в "Новой газете" есть табличка с предполагаемой расшифровкой, но лучше ее не смотреть - читатель с удовольствием может сделать это сам. Это просто.
Вот, например, Голос №4, который скажет: "Вы о чем рассуждаете? У нас страна под санкциями. У нас президент один на бруствере стоит. А вы рассуждаете о том, что вы страну подведете, что нам дополнительные санкции вставят? Вставят! Что б вы ни делали. Вы хоть на пузе перед ними будете ползать — вставят! Понимаете? Тогда вы либо линяйте из этой страны, либо ведите себя соответственно, как граждане этой страны".
После этой фразы к нему обратятся так: "Владимир Иванович", да и сам №4 тут же скажет "За моей спиной 1 200 000 человек стоят, и если накроются «Российские железные дороги»"...
Развитие темы:
"Голос № 1: … О рисках. С Владимиром Ивановичем абсолютно согласен. Риски есть, риски очевидны. Если найти нужно повод применения санкций к Российской Федерации, в том числе и по футболу, — они будут найдены. Поэтому мы и заняли позицию такую: какова будет позиция государства — получили соответствующий ответ. Все остальное — это ваше право принятия решения. Каждый здесь будет иметь свой голос… Сейчас предстоит принять любое решение. Любое. Большинством голосов. Но повторюсь. Дальше это решение надо будет озвучить.
Голос № 10: К сожалению… Футбол должен отдельно от политики идти, но так получается сейчас… если решение принято на самом высоком уровне, мы подпишем, но если решение там не принято, а я, насколько понимаю, министр спорта, ну четко сам не сказал… Еще раз говорю: да, мы граждане этой страны и все четко понимаем. Что сейчас так получилось, такая ситуация. Мы всегда выберем страну свою, а не все остальное. Тут вопросов нет. Но, может быть, есть какие-то промежуточные варианты. Вот тут говорилось, министр спорта говорил, о том, что они должны иметь юридический российский адрес. Ведь УЕФА, ФИФА будут испытывать давление, для того чтобы применить к нам санкции. Они могут хоть защищаться, что у них российский юридический адрес.
… Чемпионат мира — это сложная такая конструкция… Сейчас, помимо того, что мы можем потерять еврокубки, иностранцы начнут уезжать, карточный домик посыплется. Если решение принято на самом политическом верху, мы его примем, потому что мы граждане этой страны. Мы никуда не уехали, хотя при своих деньгах могли уехать… Может, отдельную зону создать. Но еще раз говорю: если есть задача подстраиваться, мы будем подстраиваться. Мы все равно Родину выберем, нежели все остальное… Если есть прямое указание, вопросов нет!"
Политика и футбол, официальная точка зрения
Итак, проблема расписана: если крымские клубы включить в чемпионат России – будут санкции. Некоторый вопрос и в том, какие именно. Если клубы не пустят играть в Европе – ну, не такая и беда, когда-нибудь санкции снимут. Но вот если отнимут ЧМ-2018 – это уже необратимо, в следующий раз такой шанс возникнет невесть когда и не при жизни данных собеседников.
Забегая вперед – вот мнение министра спорта Мутко (на совещании отсутствовал), выражающего политическую волю руководства страны по состоянию на 11 августа: "Это беспочвенный разговор. Для нас сегодня Крым и Севастополь – два субъекта федерации. Такие же, как Ленобласть. Сегодня это наши субъекты, люди там – граждане России. Люди собрались и создают какую-то общественную организацию и подают заявление о вступлении во всероссийский общественный орган. При чем здесь санкции какие-то, это наше внутреннее дело".
Ну, беспочвенный не беспочвенный… Дальше начнутся уже художественных нюансы решения этой проблемы, которые, в общем, намекнут на то, что особой прозрачности и однозначности тут нет. Вот, начиная ровно с той позиции, которую утверждает Мутко:
"Голос № 4: Мы о чем говорим? Есть акт о включении Крыма в состав РФ. Все. Все! В принципе на этом обсуждения заканчиваются.
Голос № 1: Владимир Иванович, я просто некоторые аспекты хочу… ну как вы представляете, извиняюсь, футбольный клуб «Ялта», зарегистрированный в Ростове. Это ненормально… А потом наши решения будут обсуждать: а чего мы спрятались? Вы хотите сказать, что место регистрации спасет от возможных санкций… Если зарегистрированная команда в иных регионах страны примет участие в соревнованиях под эгидой РФС на территории, о которой мы говорим, в любом случае будет повод для каких-то активных действий Федерации футбола Украины…
Голос № 10: Николай Саныч, сейчас идет непростая политическая игра. Мы можем предположить, что нашему первому человеку в государстве это не нужно? Если мы у него не спросим, а сделаем это, может, он нам не будет благодарен… Нам надо провести политические консультации".
Все это затягивает, как всякое личное присутствие при обсуждении любой реальной проблемы – все равно, какой именно. Потому что реальность всегда круче всего.
"Голос № 6: Есть руководитель администрации. Понятно, что политическое решение уже принято — Крым в составе РФ. Но тем не менее «Газпром» в Крым не идет, «Роснефть» в Крым не идет, РЖД в Крым не идут, Сбербанк не идет… И это происходит не просто так… Давайте тогда потратим еще несколько часов, свяжемся с Сергеем Борисовичем.
Голос № 4: Сергей в отпуске сейчас. Володин его замещает…
Голос № 8: ФИФА и УЕФА не будут ориентироваться на мнение даже президента страны и главы администрации, естественно. Если Путин скажет: принимайте — и мы их примем, то ФИФА и УЕФА не будут руководствоваться решением, которое примет президент".
Развитие сюжета:
"Голос № 2: Слушай, до чего ж ты мусор, а! Ты видишь, даже разговаривать не дает. Мало того, что заявы пишет…
Голос № 3: Жень, перестаньте.
Голос № 1: Ты в оценках пока воздержись.
Голос № 2: А мне нечего воздерживаться. Я говорю только то, за что я знаю. Я потому что за каждое свое слово отвечаю.
Голос № 1: И ответишь еще. Впереди еще.
Голос № 2: Давай-давай".
Здесь же и частные кейсы:
"Голос № 10: Я хотел бы два слова сказать. Я строил свою компанию 25 лет, капитализация — 30 млрд сейчас. И то, что мы все попадем под санкции, у меня нет никаких сомнений… И то, что у меня компания упадет раза в 4—5 и станет стоить миллиардов 7 из 30… Это понятно, что это моя частная история. И понятно, что я готов пострадать. Но это уже цифра огромная. У меня работают 250 тысяч человек — это самая большая частная компания в России. И я просил бы консультацию с первым лицом. Только после этого я готов угробить то, что я делал 25 лет.
Голос № 2: И все точно так же, как ты, Сереж. Но этого не слышит никто. Потому что некоторым нечего терять, я еще раз говорю.
Голос № 10: 25 лет, 250 тысяч человек. Так нельзя с нами поступать. Я готов за свою страну идти воевать, но я не готов подставляться бестолково… Вы должны меня понимать… У нас есть экономическая, спортивная и политическая составляющие. Мы знаем, как у нас в стране все сложно. Давайте получим консультацию — и все. Но мы не должны действовать таким образом".
Итоговый разговор:
"Голос № 3: Давайте сутки берем, есть официальное лицо у нас, министр спорта, который обязан доложить президенту. Не доложит — будем тоже это иметь в виду. Сутки берем, технически провести голосование несложно. Но, на мой взгляд, если мы будем голосовать, решение должно быть консолидированным. Еще не хватало, чтобы мы идиотами выглядели.
Голос № 2: Именно.
Голос № 10: Согласен. Если мы получим консультацию, мы сделаем так, как надо, и в этом нет никаких сомнений ни у кого.
Голос № 8: Мне кажется, Николай Александрович, было бы правильно попросить Виталия Леонтьевича позвонить не только президенту страны, но и президенту ФИФА. На всякий случай. Чтобы не подставить президента страны. Вот пусть министр позвонит сегодня же Блаттеру и скажет: мы намерены принять такие-то команды туда-то — тогда мы не подставим президента.
Голос № 2: Так мы и говорим об этом. А нам говорят про патриотизм — ставь галочку… Сергей Вадимыч на 100 процентов прав: все, по списку, консолидировано… Либо начальник скажет: ребят, снимите этот вопрос — значит снимем…"
8 августа бюро исполкома приняло решение о принятии в состав участников соревнований, проводимых под эгидой РФС, трех крымских футбольных клубов. Но федерации футбола Крыма и Севастополя пока, вроде, не приняты.
Подтверждения и комментарии
Что касается истинности всего процитированного. "Почетный президент РФС Вячеслав Колосков прокомментировал информацию о стенограмме заседания исполкома организации по вопросам Крыма": «Обсуждали тему с двух сторон. Первое – допустить сразу, не дожидаясь реакции ФИФА и УЕФА. Второе – проконсультироваться, чтобы не нарваться на санкции. Исполком поручил Толстых переговорить с ФИФА и УЕФА».
То есть, косвенно (не сказав ни слова о самой стенограмме) подтвердил.
А также: "Комитет по этике обсудит поведение Гинера на исполкоме РФС 18 августа". Ну, это по поводу "Голос № 2: Ну посмотрите на него, был бы у меня тяжелый предмет, я бы тебе в голову кинул, Коля... Ну как же таким … надо быть?! Ну животное натуральное, посмотрите на него!" и дальнейшего "Голос № 1: И ответишь еще. Впереди еще".
Конечно, было бы неплохо прочесть и стенограмму мероприятия 18 августа, да и вообще, вообще, ввести это в практику.
На Спортс.ру есть и Степашин:
"- Стенограмму нужно, конечно, самому проанализировать, но очень близко к тексту, что называется.
- То есть вполне возможно, что именно такой разговор был. Можно ли сказать, что члены исполкома находятся «на ножах», раз они так резко друг другу говорят, даже оскорбляют друг друга?
– Оскорбления, конечно, ни к чему, это очевидно совершенно. А то, что спорим жестко и резко, причем открыто, а не за спиной, я считаю, это абсолютно правильно. Это хороший, жесткий мужской разговор. Хамство, конечно, здесь недопустимо, мне это тоже очевидно.
- Как вы, Сергей Вадимович, относитесь к тому, что такие записи становятся достоянием общественности?
– Очень плохо. В моей жизни и карьере это первый раз. У меня утечек не было. Надо разбираться в хозяйстве. Это вещь недопустимая".
Ну вот не прав он. Ругань – руганью, зато видна реальность, а не всякие там публичные ми-ми-ми и сю-сю-сю. Понятно, что все всерьез и взаправду. Вообще, надо просто не считать такие материалы утечками, а – просто репортажами. И жизнь начнет налаживаться, Степашин просто не догадывается, как это может быть.