будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
медицина общество
Июль 4, 2025
Страна

Исследование: как госрегулирование цен на лекарства увеличило смертность в России

Исследование: как госрегулирование цен на лекарства увеличило смертность в России
ps_capsules_chemistry_coated_colors_colours_drugs_health_medication-931638d
Лекарства. таблетки. капсулы. Источник: PxHere

С 2012 года в России государство начало регулировать цены на некоторые лекарства, а российские фармацевтические компании получили преимущества перед иностранными производителями. Ученые доказали, что на самом деле стало только хуже.

В 2021 году Евгений Яковлев и Маргарита Хван опубликовали исследование Death Toll of Price Limits and Protectionism in the Russian Pharmaceutical Market («Число погибших от ценовых ограничений и протекционизма на российском фармацевтическом рынке»). Ученые продемонстрировали, как регулирование рынка лекарств приводит к увеличению смертности по заболеваниям, которые эти лекарства должны лечить. 

В 2012 году правительство России стало контролировать цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП). Существует целый список этих препаратов. Например, в него входят лекарства, содержащие инсулин, необходимый для лечения сахарного диабета.

Изначальная цель госконтроля — сделать доступнее лекарства, которые уже были на рынке, и помочь отечественным фармацевтическим производителям. Для этого власти установили ценовые ограничения и ввели новые правила, по которым местные производители лекарств и биоаналогов получили преимущества на рынке.

Яковлев и Хван изучили ситуацию на фармацевтическом рынке, соотнесли количество смертей с ценами на препараты и проследили корреляцию смертности и стоимости на лекарства.

Чтобы сформировать группу заболеваний, ученые использовали список лекарств стратегии «Фарма-2020» и список лекарств, цены на которые регулировали в 2012 году. Из списка стратегии использовали лекарства, предусматривающие производство дженериков. Их сравнили со списком от 2012 года. Наконец, эту выборку препаратов сопоставили со списком заболеваний, которые взяли из инструкций к лекарствам. Их категоризировали по МКБ-10. Данные Росстата по смертности были взяты с 2006 по 2018 годы.

В качестве гипотезы ученые предположили, что государственное регулирование приводит к проблемам на рынке лекарств и/или ухудшению качества лекарств, ухудшая лечение и показатели здравоохранительной системы.

Исследование Хван и Яковлева показывает, что новые государственные меры увеличили смертность по заболеваниям, которые лечатся с помощью ЖНВЛП, в среднем на 40 %. По инсулинозависимому диабету смертность выросла в четыре раза. Также негативная динамика наблюдается в уязвимых группах — таких как пожилые люди, в сельских районах и регионах, в которых, по сообщениям СМИ, было много несостоявшихся государственных аукционов по закупкам.

До того как государство вмешалось в фармрынок, с 2006 года по 2012 год смертность от заболеваний, которые лечатся ЖНВЛП, постепенно снижалась. Статистика (Росстат) по другим болезням, которые не затронули новые меры, продолжает снижаться до сих пор. 

Также до 2012 года российские и зарубежные лекарства из списка ЖНВЛП можно было свободно купить на рынке. При это многие импортные товары стоили дешевле, чем российские аналоги. 

В своем исследовании ученые пришли к выводу, что увеличение доли рынка отечественных препаратов, жесткий контроль цен и протекционистская политика на государственных аукционах привели к увеличению смертности россиян.

Эмпирические данные из США показывают, что конкуренция ограничивается сегментом рынка дженериков. Положительный эффект — большая доступность лекарств в России — может не произойти, заключают исследователи, потому что выход дженериков на рынок снижает доступность брендовых лекарств: они не могут выдержать ценовую конкуренцию с отечественными аналогами на аукционах государственных закупок. Такая политика вынуждает людей переключаться между лекарствами по немедицинским причинам, что может привести к потере эффективности или усилению побочных эффектов. 

Конечно, у каждой развивающейся отрасли могут быть меры поддержки, но у них есть своя цена для конечного потребителя. Только в случае с российским рынком лекарств, согласно исследованию, цена достаточно большая — человеческие жизни.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).