будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
бизнес образование общество экономика
Июль 4, 2025
Страна

Исследование о бизнес-образовании — чего не хватает в России?

Исследование о бизнес-образовании — чего не хватает в России?
800-600_YTt49hH
Молодые люди пьют кофе. Источник: pixabay.com

Согласно опросу НАФИ, 29 % россиян хотят попробовать себя в бизнесе. Занимаются предпринимательством всего 3 % населения. Ученые из НИУ ВШЭ провели исследование, чтобы выяснить, почему собственное дело интересно меньшинству.

Каких знаний не хватает россиянам для ведения бизнеса

35 % россиян считают, что у них хватает знаний для того, чтобы начать свое дело, сообщается в исследовании НИУ ВШЭ. По этому показателю Россия занимает одно из последних мест среди пятидесяти изученных стран. В США, например, 65 % респондентов уверены в том, что у них есть все необходимые навыки для ведения собственного дела. 

Это связано с тем, что история предпринимательства в США насчитывает более восьмидесяти лет, в России же — всего тридцать лет, полагает тренер бизнес-школ МГУ и РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Артём Ступак. По его словам, бизнес-образование в России еще моложе, чем наш малый бизнес.

«Тренинги, бизнес-курсы, программы MBA начали набирать популярность в начале 2000-х годов. Эти услуги стоили огромных денег, далеко не каждый начинающий бизнесмен мог себе их позволить. Активное развитие бизнес-обучения для предпринимателей в России началось в 2010 году — тогда появилось большое количество бизнес-тренеров, обучающих, "как начать бизнес", по типу скандально известной "Бизнес-молодости"», — поясняет эксперт.

Данные НИУ ВШЭ коррелируют с опросом НАФИ, согласно которому россияне считают, что стать предпринимателями им мешает недостаток знаний. Так, 29 % заявили о недостаточной финансовой грамотности — умении вести бухгалтерию, работать с отчетностями, составлять бизнес-планы. 24 % респондентов сказали о недостаточном знании законодательства в области предпринимательства, 23 % — о недостаточных экономических знаниях. 22 % плохо понимают рынок, на котором они хотели бы вести бизнес. 19 % говорят о недостатке личных качеств, необходимых предпринимателю, — предприимчивости, смелости, дисциплины. 12 % опрошенных считают, что не умеют управлять подчиненными.

Чему не учат предпринимателей в России

Российская система бизнес-образования далека от совершенства, говорит основатель компании-разработчика цифровой платформы «Работающий эмоциональный интеллект» EILab Елена Хлевная. По ее словам, наши образовательные программы очень затеоретизированы: они опираются на академические, а не на прикладные знания. 

«В зарубежных программах есть стажировки для будущих предпринимателей. Большую роль там играет институт наставничества. За предпринимателем закрепляют ментора, который достиг высот в бизнесе и готов делиться знаниями», — рассказывает Елена Хлевная.

«Источником актуальных работающих решений может стать только живой предпринимательский опыт. Обучение предпринимателей должно строиться на основе обмена таким опытом», — соглашается генеральный директор образовательной компании «Like Центр» Василий Алексеев.

Роль наставника может быть передана преподавателю, полагают авторы исследования «Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами?». Исследователи НИУ ВШЭ советуют вузам требовать от преподавателей бизнес-программ наличия предпринимательского опыта.

В российских образовательных программах также не хватает разбора конкретных кейсов из российской практики, полагает президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. 

«Если мы учимся маркетингу, то до сих пор — по Филипу Котлеру (знакомство большинства граждан бывшего СССР с теорией маркетинга началось с книги Филипа Котлера «Основы маркетинга», выпущенной издательством «Прогресс» в 1990 году, — Прим. Полит.ру), а если разбираем удачные кейсы — то это создание Фейсбука, Гугла», — говорит Владимир Буев. 

Василий Алексеев уверен: у нас слишком большой разрыв между теоретической и практической базой. «Кейсы, на которых строятся российские образовательные программы, были актуальны 5–10 лет назад, — отмечает он. — Для общего развития они могут быть полезны, но прикладной ценности в них мало, особенно если учитывать такие форс-мажорные ситуации, как пандемия, когда в один миг перестало работать всё, что работало ранее». 

Действующая образовательная система нацелена на развитие управленческих навыков и масштабирование предприятий. Ее целевая аудитория — менеджеры, руководители, собственники компаний, говорит Алексеев. В то время как в России около 95 % всех бизнесов — это микро- и малые предприятия: кофейни, танцевальные студии, салоны красоты, пекарни. С их стороны существует запрос на обучение, но  предложение на рынке практически отсутствует.

«Начинающий бизнес и микробизнес нельзя рассматривать как мини-копию крупной компании. Это разные бизнес-процессы, задачи и инструменты, — рассказывает Алексеев. — Люди, начинающие бизнес, нуждаются в приобретении базовых предпринимательских навыков, которые обеспечили бы быстрый результат».

В первую очередь, начинающий предприниматель должен научиться анализировать рынок и спрос, чтобы правильно выбрать нишу для бизнеса. Ему важно уметь оцифровывать бизнес: это позволит действительно управлять процессами, прогнозировать, оперативно вносить коррективы, а не зависеть от случая. Для минимизации рисков и устойчивого развития бизнеса предпринимателю надо генерировать и беспрерывно тестировать гипотезы. До запуска важно понимать, как будут строиться продажи и откуда станут приходить клиенты, перечисляет Алексеев.

Бизнес-образование, которое можно получить в России, так или иначе использует мировые практики, но есть и специфические для России навыки, которые могут пригодиться предпринимателям. В частности, умение взаимодействовать с государством. 

«Я часто слышу, что нужно учить молодежь не бояться заниматься бизнесом. По-моему, нужно как раз учить их "бояться заниматься бизнесом". Уметь видеть риски и рассчитывать их. Риски не со стороны рынка, а со стороны государства, — отмечает Владимир Буев. — Условия правоустановления постоянно меняются. Каждый год — новые нормы. Законы переписывают по десять раз, поправки вносятся каждый год. Более того, правоприменение зачастую не коррелирует с правоустановлением. То есть норма написана так, а применяет ее контрольный орган иначе».

Вице-президент МКА «Ромашов, Ромнов и партнеры» Евгений Ромашов  соглашается: у российских предпринимателей часто «хромает» юридическая грамотность. «Предприниматели не понимают, как вести себя в ходе проверок со стороны правоохранителей, налоговых органов, как защищать себя и интересы своей организации в рамках уголовного преследования, — говорит он. — Когда в компании возникают проблемы с силовыми ведомствами, предприниматель в большинстве случаев просит руководителя службы безопасности компании или третьих лиц разрешить сложившуюся ситуацию. Чаще всего ему предлагают незаконный путь, который ведет к потере денег и возможному привлечению к уголовной ответственности за дачу взятки». 

Согласно опросу московского регионального отделения «Опоры России», 63 % предпринимателей считают, что бизнесменам нужны гибкие навыки (soft skills). Большинство зарубежных программ MBA начинаются с диагностики и развития эмоционального интеллекта как основы всех soft skills, в России же единицы бизнес-школ включают в программы развитие эмоционального интеллекта, отмечает Елена Хлевная. 

«Эмоциональный интеллект — это способность перерабатывать информацию, которая содержится в эмоциях. Будущий предприниматель учится распознавать эмоции, использовать весь их спектр для решения конкретных задач, понимать причины их возникновения и качественно регулировать их, — рассказала Хлевная. — Это дает фундамент для развития креативности, стрессоустойчивости и критического мышления, которые необходимы для ведения бизнеса».

Преподавать основы ведения бизнеса в вузах уже поздно, потому что предпринимательский образ мышления нужно формировать с детства, отмечает основатель сети школ и детских садов ONE!, предприниматель Максим Натапов.

Предложение учить детей вести бизнес — не новое. Например, Центр стратегических инициатив советовал в докладе «Стратегия развития страны 2018–2024» ввести в российских школах такие занятия. Над уроками по развитию предпринимательских компетенций работают высокотехнологичные российские компании — например, Сбербанк. Правда, речь идет только о допобразовании — кружках, факультативах, мастер-классах. В правительстве пока не готовы включить в школьную программу курс предпринимательства.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).