Большая вода постепенно уходит из городов Дальнего Востока. В Хабаровске, Комсомольске, крупнейших промышленных центрах региона, уровень воды ежедневно опускается на десятки сантиметров, однако до окончательного освобождения пойм рек еще остается несколько метров.
В 2013 году побиты исторические максимумы подъема воды в Амуре. Более ста селений и городов были затоплены, в зоне наводнения оказались более пяти тысяч жилых домов и десяти тысяч приусадебных участков. Эвакуированы были более 20 тысяч человек, число пострадавших оценивается в сто тысяч. Ущерб точно подсчитать вряд ли удастся, но нижняя граница оценивается в миллиарды рублей.
Если оглядываться назад, то может показаться, что наводнение не было неизбежным и можно было бы подготовиться к нему за месяцы до начала паводка.
Зима 2012-2013 годов в Приамурье была на редкость снежной и весной (а она выдалась поздняя) талые воды насытили почву влажностью, так что позже, когда стали выпадать дожди, вода не впитывалась в землю, а сразу стекала в Амур и его притоки. Похожая ситуация произошла в Крымске в 2012 году. Продолжительные сильные дожди насытили воды гор по соседству с городом и в какой-то момент вся выпадающая вода прямиком текла в Крымск, который расположен посередине большой котловины.
С дождями в 2013 году Приамурью, надо сказать, также необычайно «повезло». Вообще дожди для второй половины лета на Дальнем Востоке — не новость. Муссон, который приносит на юго-восток Китая очень влажный тропический воздух, доносится до российского Дальнего Востока циклонами. Этим летом над Тихим океаном «завис» блокирующий антициклон, в результате чего циклоны не могли «покинуть» территорию России и все дождя выпадали последовательно над Маньчжурией, Приморьем, Амурской областью, Хабаровским краем и Якутией — то есть, по большей частью, над бассейном реки Амур. Нечто подобное произошло в Европейской части России в 2010 году — только тогда над центральными областями не шли ливни, а светило жаркое солнце, что привело к многочисленным лесным и торфяным пожарам.
Предсказать выпадение дождей за сколько-нибудь большое время современная наука, к сожалению, практически не может. С одной стороны, было понятно, что осадков в этом году ожидается много, с другой — точных прогнозов Росгидромет не давал.
Первая волна паводка началась еще в середине июля в верхних притоков Зеи — одной из главных рек амурского бассейна. Начиная со 2 июля метеорологи выпускали на территории Амурской области регулярные штормовые предупреждения. 17 июля было выпущено предупреждение о подъеме уровня воды до опасных отметок на правых притоках реки Зея. После этого территория подтопления только расширялась. Уже 12 августа Росгидромет выпустил предупреждение о том, что во второй половине месяца ожидается повышение уровней воды в Амуре и достижение опасных уровней в Хабаровске, Елабуге, Комсомольске и других населенных пунктах на Амуре.
Наводнение 2013 года перекрыло все исторические максимумы. И тому есть несколько очевидных объективных причин. Во-первых, никогда за историю метеонаблюдений над регионом не выпадало столько осадков. Во-вторых, ни разу не было зафиксировано одновременной «работы» всех паводковых зон Амурского бассейна — теперь же повышенный сброс воды дали и верхний Амур, и Зея, и Бурея, и Уссури, и китайская река Сунгари.
Между тем «простые» наводнения случались на Дальнем Востоке достаточно часто. Причем некоторые из них тоже затапливали целые города.
Первые русские поселенцы на берегах Амура появились в XVII веке. Сохранились челобитные местных крестьян, которые жаловались в 1681 году царю на то, что остались без урожая, поскольку их поля были затоплены водой. Через некоторое время Россия покинула те места и вернулась только после 1858 года, когда был подписан договор о российско-китайской границе по реке Амур. С тех пор наводнения случались регулярно: в письменных источниках можно найти информацию о паводках в 1861, 1872, 1897, когда смыло приличную часть только что отстроенной Забайкальской железной дороги. В XX столетии самые мощные наводнения случались в 1917, 1928 и 1956 годах, когда Благовещенск превращался в «дальневосточную Венецию».
Во второй половине XX столетия было принято решение возвести на двух притоках Амура — Зее и Бурее — гидроэлектростанции. Советская власть резонно рассчитала, что строительство плотин на этих реках позволит не только получить региону дешевую электроэнергию, но и бороться с разливами реки Амур и ее главных притоков.
Более того, строительство гидроэлектростанций на притоках Амура позволяет справится с еще одной проблемой — китайской. Самый крупный «китайский» приток, река Сунгари, дает примерно 20 процентов воды в Амуре. Однако развитие сельского хозяйства на северо-востоке Китая, в Маньчжурии, привело к слишком большому разбору воды из Сунгари. В результате до Амура доходят далеко не все ее воды и иногда из-за этого Амур близок к вынужденной остановке навигации из-за обмеления.
Строительство нескольких ГЭС на территории России позволило бы управлять уровнем воды в Амуре в ручном режиме, не опасаясь возникновения новых тысяч гектаров рисовых полей на китайской стороне.
Первое и самое большое водохранилище было построено на реке Зея, самом крупном притоке Амура. Строительство было окончено в 1980 году и с тех пор благодаря плотине удалось предотвратить несколько наводнений. Бурейская ГЭС начала возводиться еще в 1970-е годы, однако выведена на полную мощность на была лишь в 2007 году.
Проблема многих ГЭС в том, что они являются объектами «двойного» назначения. С одной стороны, они должны вырабатывать электричество. С другой, спасать стоящие ниже по течению населенные пункты от наводнений. Иногда эти две цели противоречат друг другу и тогда плотина может стать еще одной, рукотворной причиной наводнения. Поэтому после каждого наводнения у пострадавших возникает резонный вопрос: а не была ли работа ГЭС причиной паводка?
Строительство гидростанции, конечно, не уменьшает количества воды в речной системе. В водохранилище вода лишь накапливается, в итоге она все равно будет спущена в реку. Однако грамотное управление плотиной позволяет избежать наводнений: необходимо до паводка, пока река еще не переполнена, сбросить из водохранилища максимальный объем воды, чтобы во время усиленного притока вся вода накапливалась в водохранилище, а не приводила к разливу реки ниже по течению.
Если заблаговременно не освободить лишние объемы водохранилища, вода быстро наполнит его и плотина будет вынуждена работать в «транзитном режиме», то есть спускать из водохранилища столько же воды, сколько в него поступало (а лучше даже больше, чтобы подготовиться к вероятности второй волны паводка). В таком поведении руководства ГЭС также есть своя логика: для выработки электроэнергии в водохранилище должны быть накоплены большие запасы воды, гарантировать же сильный паводок никто не может. А значит для производства имеет смысл всегда держать водохранилище полным не обращая внимание на опасность для жителей городов и сел ниже по течению реки.
С момента начала работы гидростанций на Зее и Бурее настоящие наводнения в регионе до недавнего времени прекратилось. Первым исключением стал 2007 год. Тогда максимальный среднесуточный приток воды в Зейское водохранилище составил невероятные 15,2 тысячи м³/с. Для сравнения, в 2013 году расход воды во всем Амуре достигал 46 тысяч м³/с, а в пик паводка в районе Зейского водохранилища 1 августа 2013 года в него в среднем поступало 11,7 тысяч м³/с.
В 2007 году подтопленными оказались города и поселки ниже по течению от Зейской ГЭС, однако уже в Благовещенске уровень воды не превысил критических отметок.
Многие в 2007 году подозревали энергетиков в том, что они не предотвратили наводнение. В 2007 году к моменту паводка Зейское водохранилище уже было наполнено практически полностью. Прокуратура даже проводила проверку, подозревая руководство ГЭС в том, что они вместо сброса воды накапливали ее. На защиту коллектива Зейской ГЭС тогда встал глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс и прокуратура не нашла никаких нарушений в работе станции.
Мало кто из неспециалистов вспомнил бы сейчас о той истории, если бы не новое наводнение в этом году. И снова появляются вопросы к работу гидроэлектростанций. Несмотря на то, что, по расчетам метеорологов, сопоставимое со случившимся в 2013 году наводнение происходит примерно раз в 200 лет, на этот раз Россия встретила мощный паводок с современной метеорологической службой, достаточно хорошо отлаженной системой информирования населения и, самое главное, двумя крупными ГЭС в бассейне Амура. Несмотря на это, были затоплены десятки селений, серьезно пострадал Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Вопрос о том, можно ли было избежать столь масштабного наводнения, остается пока, к сожалению, не только без ответа, но даже незаданным.