будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Страна
Полит.ру

История онлайн 12 – 18 января 2008 года

Возможно, это все еще продолжаются новогодние сбои коммуникаций. Возможно также, что в качестве нарушенных они и не воспринимаются, и уж совсем не видно тех, кто бы хотел их отстроить. Самый наглядный, то есть телевизионный пример. 15 января в программе "Время" сообщалось о важном государственном мероприятии, а именно - о том, что "Российские моряки готовятся к масштабным учениям в Атлантике". "В них примут участие корабли Северного флота и флагман Черноморского флота - ракетный крейсер "Москва". – сообщал закадровый текст. - Он уже вышел в Средиземное море. Гордость экипажа - вертолет с пятью звездами на фюзеляже".

Репортаж полностью посвящен извлечению упомянутого вертолета из весьма тесной будки на палубе. В самом деле, тесной, так что выволакивание машины и обеспечивает материалу пафос: "Створки корабельного ангара медленно раскрываются. Подготовка к полетам началась… Просто выкатить вертолет наружу - уже ювелирная операция. Здесь все решают считанные сантиметры. Многотонная махина постоянно норовит зацепиться за что-нибудь, оборвать лопасти. "Володя – сразу колесо, смотрите, чтоб не подходило! Идем нормально!" Это как парковать грузовик в крошечном гараже, говорят вертолетчики. Ночью. Без фар. Задним ходом".

Да, кто ж им такой сарай-то придумал? Чтобы как ночью, без фар, задним ходом – для устрашения вероятного противника? То, что видно на экране, представляется лучшей экранизацией армейской присказки "мне все равно, чем ты занят, лишь бы мучался". Тут же и конкретное интервью, только укрепляющее данное чувство: "Переживаешь буквально по каждой позиции, потому что в основном процесс выкатки зависит от каждого участника выкатки. Каждый смотрит за своим элементом и тут важно не потерять траекторию всего вертолета в целом", – сообщает Алексей Попсуев, зам. комэска.

Душераздирающее зрелище, однозначно вызывающее тревогу за состояние ВМФ. Это ли чувство хотела донести до зрителя телевизионная бригада?

Данная частная история была приведена как иллюстрация проблем с коммуникациями в целом. Основная же часть темы разворачивалась вокруг Британского Совета. На сегодня, вроде, все затихло, то есть БС благополучно прекращает свою деятельность, так, похоже, и не разобравшись, что именно произошло. Лишь бы посла не отзывать.

С коммуникационной точки зрения ситуация неординарная, поскольку в этом деле имелся такой надежный документ, как Заявление МИДа РФ, переданное 14 января послу Великобритании в Москве Э.Брентону. Там было "указано на то, что Британский Совет действует в России в нарушение российского законодательства, в частности Постановления Правительства России 1995 г. "О порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации", поскольку согласия российских властей на открытие центрального офиса БС и его региональных отделений не только не было получено, но даже и не запрашивалось".

Откуда возникал естественный вопрос о том, как БС просуществовал все свое время, начиная с 1994 года, но МИД РФ никаких деталей и причин изменившегося положения вещей не сообщил. Британцы стали говорить о том. что МИД РФ намеренно затягивал процесс оформления статуса советов в России, однако в том же заявлении МИД РФ добавил, что БС еще и налоги не платил – хотя и относя данную проблему только к деятельности отделения в СПб, - притом, что закрывалось еще и Екатеринбургское, к которому таких претензий не выдвигалось. Так что тут основное? Вдобавок, во вторник российских сотрудников петербуржского филиала вызвали в ФСБ, причем ФСБ подчеркнула: "это были не допросы", а "беседы". Тема бесед: "в целях ограждения российских граждан от возможного втягивания в качестве инструмента в провокационные игры британцев".

Мало того, Сергей Лавров ранее уже отмечал, что решение относительно БС "было принято Москвой в одностороннем порядке в ответ на недружественные действия Лондона". То есть, он ничего не говорил даже о проблемах с регистрацией, поскольку решение оформлялось как конкретный ответный политический шаг. Тут уже не удивляет и развернутая трактовка от генерала Дроздова: "Почему наглеет Британский совет? По одной причине: по прогнозам ряда зарубежных политиков (Великобритании и США) при предполагаемом разделе России территория от Питера до Екатеринбурга должна стать территорией Великобритании, а Сибирь - отойти Соединенным Штатам". Именно ради этого "спецслужбы этих стран ведут разрушительную работу на территории России".

Но тут уже совсем загадочно: какие тогда правовые основания, когда БС уже просто РФ хочет расчленить? Понятно, что генерал – человек эксцентричный, но при таком разнообразии официальных трактовок и его вариант выглядит вполне уместным.

И только в пятницу, судя по "Эху Москвы", Британии, наконец, разъяснили, чего именно от нее хотят: "Ситуация вокруг региональных представительств Британского совета будет урегулирована, если Лондон отменит два своих решения: о прекращении контактов с ФСБ и о замораживании работы над облегчением визового режима с Россией". Но причем тут British Council, отсутствие регистрации и неуплата налогов? Кстати, любопытно, что до сих пор совершенно не возникала тема возможного влияния этой истории на состав "G-8".

Далее: вроде как в государстве произошла почти революция. На встрече с руководством Совета федерации в Кремле (Медведев тоже участвовал) президент фактически обозначил конкретную ориентацию государства, а именно: оно должно стать настолько социальным, что это слово впору вводить в официальное название.  В частности, Нацпроекты переведут на уровень государственных программ. Плюс к тому: "Нужно наконец избавиться от стереотипа, что "социалка" - это исключительная вотчина государства", – сказал Путин. То есть, бизнес теперь совсем уже обязан думать не только о бизнесе, а и об этой социалке. Что, в общем, как-то не совсем его функция.

Мало того, социальному государству положен новый инструментарий: именно на основании Нацпроектов. Логика Путина: каждому из нацпроектов выделялись средства, эквивалентные примерно 10% от финансирования отрасли, - так он подсчитал. "Оказалось, что эти 10% эффективнее заработали, чем 90%. Этих 90% почти не видно, а 10% работают, дают реальный практический результат". 

Ведь совершенно революционное заявление. Конкретно сказано о том, что 90 процентов экономки работают так плохо, что их почти не видно. Даже непонятно, рассматривать ли это заявление как самокритику, все-таки восьмой год. Но, опять же, нацпроекты же, в конце-концов, придумали, и все теперь будет хорошо.  

Тем не менее, никакого особого обсуждения этих стратегических заявлений в обществе не возникло, надо полагать, их отнесли на предвыборный счет. С другой стороны определенный потенциал конфликтности выносится на поверхность, но его никто в этом качестве не воспринимает. Видимо, отсутствует желание конфликтности в тех кругах, которые имеют к таким историям отношение. Медийное исключение – разве что история со Сторчаком  Минфином, который понадобился кому-то конкретному на букву… Нет, букву сообщать не станем, потому что главное в любой истории – умолчания и интриги. Словом, нет мотивации – вот никто и не рассматривает информационное поле, как ресурс.

Вопрос уже и в том, является ли еще информационное поле вообще ресурсом или всего-то поневоле отражает какие-то, не слишком понятные его потребителям темы. Как в случае с тем же Минфином. Тренд, разумеется, не новый: мессиджи власти ориентируются не на смысл, а на презентацию чего-то, а тогда меняется и формат взаимоотношений. В этой схеме все уже конкретно: сказали – услышали, о смысле события речи нет. Но тогда возникает вопрос: если коммуникации с обществом выстраивается по подобной – в сущности, вполне потребительской схеме – будет ли смысл порождаться тогда, когда он вдруг потребуется? Иногда ведь его присутствие все же необходимо и обществу. Вот небольшое упражнение в арифметике. Есть 5 кандидатов в президенты. Сколько в сумме наберут 2 марта не главные из них? Прикидываем по максимуму: Зюганов – 12%, Жириновский – 8%, и даже пусть Касьянов с Богдановым по два с половиной. Следующий вопрос: а оставшиеся 75%, они чьи? В смысле – какой-то политической партии, институции, еще чьи-то или же будут в полном владении данного кандидата? Претендентов пока не видно, но ведь, как-никак, эта сумма будет собрана за счет совместных усилий разных институций, так как может быть, что инвестировать их во что-то будет один конкретный человек?

Что до собственно социальной жизни, то она продвигалась социологами. Так, ВЦИОМ вдруг решил выяснить, какой образ главы государства более привлекателен ее гражданам. Итог: 42% опрошенных полагает, что сейчас для страны идеален "современный, эффективный управленец". 48% считают, что это должен быть "мудрый политик, настоящий "отец нации". В общем, фактически две равных, но разных России. ВИЦОМ не остановился на достигнутом, и обнаружил, что менеджер импонирует лицам, которые считают себя "хорошо материально обеспеченными" - среди них так думают 53%. Финансово неблагополучным больше нравится "отец нации", такого хотят 55% из них. Тут не очень понятно, кого хотят видеть 47% обеспеченных и 45% неблагополучных, но в этих половинках уже можно запутаться.

Но итог, в общем, понятен:  большинство все ж таки за "отца нации". Возможно, именно этот факт, а вовсе не действия Ю.Тимошенко по выплате денег, сгоревших в Сбербанке СССР, сподвигло на аналогичные действия российский Минфин. Кстати, вот в этих 42% и 48% проскальзывает и схема распределения процентов между нынешним президентом и будущим. "Отцу"" – 48% от набранных, "менеджеру" – 42%, а оставшиеся 10% делегировать какой-нибудь общественности или просто направить в Стабфонд. Остается только техническая проблема - как это реализовать на практике.

Еще одна социальная тема: В Госдуму уже внесен Законопроект о принудительном лечении лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью и систематически нарушающих общественный порядок. Начинание, между прочим, полностью соответствует теме государственного патернализма. Понятно, что ЛТП – явное нарушение свободы воли человека, проявляющееся в желании регулярно напиваться, однако ж как патерналистское (и социальное) государство может спокойно смотреть на такое поведение своих граждан? Тем более, что Глава комитета по охране здоровья Борзова привела цифры: "По данным статистики, в России под наблюдением наркодиспансеров находятся более 2 млн. больных алкоголизмом и более 500 тыс. больных наркоманией". Добавив, что статистка дает далеко не полную картину, а учитывает лишь каждый десятый случай алкоголизма. Ну, если умножить на 10, то получится 25 миллионов. И 5 миллионов наркоманов. Так что как обойтись социальному государству без "отца нации" при таком поведении его подопечных?

См. также:

  • Полит.ру История онлайн 9 – 11 января 2008
  • Полит.ру История онлайн 22 – 28 декабря 2007
  • Полит.ру История онлайн 15-21 декабря 2007
  • Полит.ру История онлайн 8 – 14 декабря 2007
  • Полит.ру История онлайн 1 - 7 декабря 2007
Полит.ру
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).