В последнюю неделю 2007 года «Полит.ру» попросил экспертов ответить на несколько вопросах об итогах 2007 и прогнозах на 2008 год. В частности, мы предложили перечислить пять наиболее значимых и интересных, на их взгляд, событий и процессов уходящего года. Получившаяся по итогам опроса выборка, на наш взгляд, представляет отдельный аналитический интерес. Правда, далеко не все эксперты смогли с ходу назвать сразу пять событий, кто-то, напротив, отметил несколько больше, ну а кто-то сказал, что их было так много, что выбирать только пять бессмысленно.
Алексей Макаркин, заместитель гендиректора Центра политических технологий:
1. Парламентские выборы. Тот факт, что президент впервые возглавил список одной из политических партий. Это привело к тому, что «Единая Россия» сохранила конституционное большинство - при пропорциональной системе она не смогла бы получить такого результата, так как известно, что в прошлый раз конституционное большинство получилось из списочников и присоединившихся к ним практически всех одномандатников.
2. Объявление преемником Медведева. Этого события ждали в течение всего 2007 года. Но президент до самого конца оттягивал объявление преемника, чтобы избежать так называемого феномена «хромой утки». Чтобы до самого конца сохранить максимальные властные ресурсы в своих руках и после того, как Медведев был объявлен преемником, Медведев предложил действующего президента стать премьером.
3. Олимпиада. То, что Россия выиграла право на проведение Олимпиады в Сочи. Это огромный политико-экономический проект, уже сформирована олимпийская корпорация, которая будет заниматься реализацией этого проект. И это задача не на одни президентский срок, как вы понимаете. С точки зрения экономистов, это масштабный экономический проект. С точки зрения граждан – это проект большого престижа для страны. В общем, конечно, это очень сильно.
4. Смена правительства, которая ожидалась перед выборами, но произошла немного не в том формате, в котором ожидалась. Ожидалось, что она будет связана с преемничеством, а получилось, что премьер, который пришел в этом году, становится все-таки переходной фигурой, чья задача - обеспечить функционирование экономики страны в период парламентских и президентских выборов. Ранее возникло ощущение, что за премьерство началась конкуренция, и это могло привести, во-первых, к преждевременному объявлению преемнику, а во-вторых, к усилению этого преемника изначально. А президент, видимо, выдвинув еще одну техническую фигуру, снял этот вопрос.
5. Инфляция. Всплеск цен, увеличение цен на продукты. Обозначенная инфляция - до 12%. Звоночек, означающий, что в течение всего последнего времени экономика развивалась очень спокойно и казалось, что никаких проблем нет, особенно при нынешних нефтеценах, которые уже за 90 и продолжают расти. Получилось, что небольшое изменение в Европе – по сути, одно решение в Европейской комиссии - стимулировало существенный рост цен. И эта тема стала политической, особенно, перед выборами. Возможно, эффект будет и в следующем году. Главное, что этот всплеск показал, что угроза экономических проблем еще сохраняется. Нельзя успокаиваться и расслабляться.
Вячеслав Широнин, экономист и социолог:
Событием могу назвать разве что смерть Бориса Ельцина. Ну, не отмечать же отдельно выдвижение Медведева кандидатом на пост президента?
Модест Колеров, руководитель союза общественных объединений "Свободная Россия", бывший руководитель Управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами:
Для постсоветского пространства это:
1. Экономический рост в России,
2. политический кризис на Украине,
3. политический кризис в Грузии,
4. "косовский прецедент",
5. социально-экономический кризис в Прибалтике.
Владимир Прибыловский, политолог, владелец интернет-библиотеки «Антикомпромат»:
1. Массовые фальсикации выборов в Госдуму в России, которая практически сделала их не выборами.
2. Выборы президента Франции.
3. Обострение ситуации в Косово. Не одномоментное событие, но имеющее взрывоопасный потенциал.
4. Фактическое достижение 100-долларовой отметки в ценах на нефть. Это важное событие.
5. Определение имени следующего президента России.
Николай Петров, политолог, член научного совета Московского Центра Карнеги:
1. Думские выборы и маргинализация всех, кроме кремлевских, политических партий.
2. Смена премьера и частичная реорганизация кабинета. Сейчас можно на это смотреть как на часть операции по передаче власти и одновременно как на попытку сохранить или изменить нарушенный баланс сил между основными кремлевскими кланами.
3. Преемничество вообще, соревнование преемников в течение года и, в конечном счете, назначение Медведева в качестве такового.
4. Создание многочисленных госкорпораций и, таким образом, выведение из-под контроля правительства важных кусков и секторов экономики.
5. Переход назначений губернаторов на, по-видимому, изначально планировавшуюся, но на полную мощность, когда назначаются люди, посторонние для региона. Именно в этом году это изменилось качественно.
6. Олимпиада-2014, в частном случае. И вообще полный ряд крупных пиар-событий и экономических проектов, связанных с проведением саммита АТЭС во Владивостоке, с проведением Олимпийских игр в Сочи, на далекую перспективу, когда регионы выделяются деньги, и он начинает получать деньги на крупное международное событие, предстоящее через несколько лет.
7. Принявшая неприличный вид острая борьба кланов силовиков со своими арестами и посадками.
Александр Аузан, экономист и общественный деятель:
Событием для меня стало образование группы экономистов «Сигма». Я очень ценю атмосферу, в которой мы работаем. Я радуюсь успехам сына, который поступил в одну из наиболее серьезных мировых бизнес-школ, рождению второго внука и другим событиям на личном фронте.
Борис Дубин, социолог и культуролог, руководитель отдела социально-политических исследований Левада-Центра, заместитель главного редактора журнала "Вестник общественного мнения":
Пяти не наберется, да и события в основном личного плана. В этом году у меня случились две очень странные поездки в Корею и в Китай, - я увидел совсем другие миры. Нельзя сказать, чтобы я совсем о них не подозревал. Но я не подозревал, что действительность в этих странах настолько отличается от российской. Сравнение, надо сказать, не всегда в нашу пользу.
Горестным событием стала кончина Пригова. Раньше мне казалось, что Пригов немного в стороне от того искусства, которое я люблю. После его смерти вдруг стало ясно, какое важное место он занимал в культурной жизни современной России, да и всего мира.
Владимир Ядов, профессор, декан социологического факультета ГУГН, доктор философских наук:
Два события я вижу особо важными, и оба они стимулировали некоторую активизацию социологического сообщества. Прежде всего, это публичное обсуждение состояния социологического образования и госстандартов по социологии, что было вызвано «бунтом» группы студентов-социологов в МГУ. Другое примечательное социальное действие – судебный иск Федерации профсоюзов к члену РОС Карин Клеман, в котором профчиновники требовали сатисфакции за ущемление их достоинства. Автор написала, что ФНПР не поддержал забастовку рабочих Автоваза. Социологи исследовательского комитета РОС «социология труда» подали в суд свое обращение и профсоюзники проиграли процесс. Более того, канцелярия Президента поручила контрольному управлению Министерства по труду изучить проблему и представить свои предложения. Сейчас формируется рабочая комиссия с активным участием социологов. В числе других вопросов она должна сформулировать поправки к Трудовому кодексу.
Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортер», бывший главный редактор «Полит.ру»:
Событий было маловато, конечно. Но можно отметить Мюнхенскую речь президента, арест Сторчака, «войну спецслужб», выразившуюся в аресте генерала Наркоконтроля Бульбова. Если подтвердится версия теракта, то взрыв автобуса в Тольятти открывает новый тип террора в России. Наконец к концу года проявился президентский преемник.
Константин Сутягин, художник:
1. Шишкина выставка интересная была. Сделана хорошо, на европейском практически уровне.
2. Выпустили книжку Дурылина «В своем углу», советую прочитать.
3. Довольно неприятные события заключаются в том, что для художников стали платные входы в Пушкинский музей.
4. Высотные дома в Сокольниках тоже в этом году построили, прямо глянул в окно и ужаснулся: испортили пейзаж Яузы, был такой красивый вид, а застроили все какими-то жуткими высотками. Вид на Донской монастырь закрыли, опять же.
5. Воссоединили церковь русскую и зарубежную. Приятно, когда что-то объединяется, значит, есть какая-то идея, которая их объединяет. А когда возникают какие-то связи, есть какие-то общие интересы, ценности.
Георгий Сатаров, политолог, президент фонда «Индем»:
Я бы назвал не событие, а явление, результат целой череды мелких событий. Это явление - правовой беспредел. По мелочи, порой малозаметно власти повсеместно нарушали законодательство, и это не прошло бесследно.
Татьяна Ворожейкина, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук:
Я бы выделила не пять, а два основных события-явления, попытки сопротивляться. Это марши несогласных, которые проводились в разных городах весной и осенью 2007 года, и московские Ходорковские чтения.
Леонид Гозман, заместитель председателя федерального политсовета СПС:
1. Выступление президента в Лужниках. Откровенное заявление нового курса. Пожалуй, это наиболее тревожное из событий прошедшего года.
2. Выборы в Госдуму.
3. В этом году произошло становление новой системы в стране, имеющей все признаки советской системы. Разумеется, не являющейся ее повтором, но местами на нее очень похожей. Системы авторитарной и, к сожалению, достаточно лицемерной. Наиболее ярким проявлением становлением системы был характер предвыборной кампании, как ее вела Единая Россия, съезд партии «Единой России» с выступлением ткачихи, выступление Владимира Владимировича в Лужниках, результаты выборов в Госдуму. Вот это и есть самое важное, что произошло.
Вячеслав Белокреницкий, заведующий отделом стран ближнего и среднего востока Института востоковедения:
Для России событием стали парламентские выборы. Для Азии значима ситуация в Пакистане, усиление «Талибана» в Афганистане. Знаковым событием стали последние выборы в Индии: их результаты показали, что в будущем к власти могут прийти консервативные и религиозно-националистические силы. В целом можно говорить о подъеме национализма и коммунизма на Среднем Востоке.
Ревекка Фрумкина, психолог, лингвист, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института языкознания РАН:
1. Очередная катастрофа на шахте им. Засядько;
2. пожары в интернатах для психически больных и домах престарелых;
3. расширение Шенгенского пространства;
4. принятие закона о двухступенчатом высшем образовании в России;
5. закрытие отделений Британского Совета.
Что касается научных событий, то, собственно, само событие - я имею в виду семинар памяти А.Я.Гуревича в ИВГИ РГГУ - имело место в декабре 2006, но я по привычке мыслю не астрономическими годами, а семестрами. О том, почему этот семинар мне так запомнился - см. мой текст на «Полит.ру» "Нет, ребята, все не так...".
Если говорить о научной литературе, то событием я считаю выход двух томов НЛО - 73 и 74: "1990: Опыт изучения недавней истории".
Олег Алексеевич Мудрак, доктор филологических наук и ведущий научный сотрудник Центра компаративистики Института восточных культур РГГУ:
Пять - это слишком много, в оперативную память столько не вмещается. Для меня важней всего, что год прошел, остальное несущественно.
Игорь Свинаренко, писатель и издатель журнала «Медведь:
1. Выход флота в океан. Несказанно меня удивило.
2. Но самое главное – приход Путина в Бутово на юбилей сталинского террора. Я вообще думал, что это было бы неплохо, но не ожидал, что это случится, и очень удивился.
3. Правых не пустили в Думу. Я был убежден, что им должны были посчитать так, чтобы они прошли. И я ждал этого со всей серьезностью.
4. Путинская речь в Мюнхене. Забавно, что западники переполошились: как будто они раньше этого не знали.
5. Высылка Морарь. Надо было бы вообще говорить, что хочешь, быть как Шварцман. После Шварцмана уже совсем не страшно. Надо было бы ей еще выступить, чтобы было совсем смешно. А так она решила бороться со злобой, это вяло, без того, чтобы сделать историю смешной.
Дмитрий Бак, проректор Российского государственного гуманитарного университета:
1. Главной утратой я назвал бы смерть Мориса Бежара, выдающегося мастера балета. Он переродил балет, подарил ему новое лицо. Уход Мориса Бежара важен и печален для всех.
2. Значителен практически одновременный уход из жизни двух великих режиссеров, Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони. Без них, конечно, кино будет развиваться как-то по-другому и будет выглядеть иначе.
3. Хотелось бы отметить выдвижение двух писателей среднего поколения, двух прозаиков, получивших в этом году Букеровскую премию. В советское время молодыми считались писатели до 60 лет, сейчас этот возраст существенно уменьшился. «Букера» в этом году получил Александр Иличевский, за роман «Матисс». «Студенческий букер» - проект, который существует уже несколько лет, инициированный фондом «Русский Букер» и центром новейшей русской литературы РГГУ, премию здесь присуждают студенты. В этом году эта премия присуждена Майе Кучерской, за роман «Бог дождя».
4. Очень масштабным был фестиваль «Биеннале поэтов в Москве», проходивший в октябре. Уже пятый по счету, этот фестиваль, как и в прежние годы, собрал огромное количество людей из самых разных стран, пишущих стихи по-русски. Это форум, который в нашей стране не имеет аналогов. Хотя надо отметить, что и региональное движение поэтических фестивалей развивается сейчас тоже очень динамично.
5. Ярмарка литературы «Нон-фикшн», проводившаяся уже не в первой раз. Мне бы хотелось отметить, в качестве превентивного факта, что эта ярмарка утратила всякие концептуальные границы, что очень хорошо, потому что речи о том, что здесь выставляется «интеллектуальная литература», больше не идет. Сегодня здесь выставляется любая литература, и художественная, и интеллектуальная, научная, и так далее. Например, пятитомник Александра Кабакова, представленный издательством «Вагриус», - лучшее тому свидетельство. После того, как ярмарка «Нон-фикшн» утратила свой узкий формат «ярмарки интеллектуальной литературы», календарный год книгоиздателей и книгочитателей в России получил свое логическое завершение. Сейчас уже легко назвать фестивали, ярмарки, которые проходят не реже одного раза в два месяца. Таким образом, в течение круглого года поддерживается читательский интерес к книге, поддерживается и стимулируется книгоиздательство, и в чем-то это начинает напоминать аналогичные процессы в цивилизованных странах.
Дмитрий Орешкин, политолог, руководитель Mercator Group, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, кандидат географических наук:
1. Выборы в пятую Думу.
2. Назначение преемника на 2008 год.
3. Рост инфляции.
4. Окончательный разрыв между интеллектуальной элитой и властвующим классом. Независимо мыслящие люди предпочитают дистанцироваться.
5. Неудача попыток хотя бы виртуально восстановить единое советское пространство.
Владимир Шляпентох, профессор социологии в Университете штата Мичиган:
Установление того, что второе поколение эмигрантов всюду намного враждебнее к новой стране, чем их родители, туда приехавшие, несмотря на то, что они свободно владеют новым языком и гораздо лучше приспособлены к жизни в новой культуре, чем их "предки".
Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований Аналитического центра Юрия Левады:
Я не припомню сейчас важнейших событий минувшего года, но попробую обозначить процессы. Проявилось несколько очень важных тенденций. Во-первых, россияне чаще стали думать и говорить, что в отечестве все благополучно, что дела идут хорошо и Россия "встала с колен". Возможно, это мнение не отражает реального положения дел. Качество жизни в стране улучшается очень медленно. Но в улучшения верит правящая элита и все те, кто от неё зависит, а население просто выслушивает и не отрицает того, что говорит власть.
Во-вторых, стало меняться отношение к президенту Путину. Раньше он был по преимуществу иконой и символом, способствовал становлению этого чувства надежности и благополучия. В последнее время в образе главы государства появились некие человеческие черты.
К сожалению, этот естественный процесс перешибла предвыборная кампания. Любовь народа к президенту стала объектом нещадной PR- и политической эксплуатации. Её переделали профессионально, превратили в готовый политический продукт.
В-третьих, в 2007 году впервые всерьез проявилось чувство страха. Страха перед возможным возвращением всего того, что, казалось, навсегда осталось в советском прошлом. Когда Медведева назначили президентом... то есть, извините, преемником, - это беспокойство как-то пригасло. Но люди увидели, что возвращение в Советский союз возможно, и помнят об этом. Перспектива резко сузилась. Многие из моих знакомых стали вновь подумывать об отъезде из страны, и это нельзя не отметить.
Евгений Гавриленков, главный экономист «Тройка-диалог», профессор ГУ ВШЭ:
1. Нам осветили взгляд в будущее, кто будет стоять во главе страны и кто будет премьером.
2. Ельцин и его кончина, точнее, то, как к этому отнесся народ: я говорю о массовом прощании на добровольной основе.
3. Ускорившаяся инфляция: явное преломление тренда. Не снижение, как в предыдущие годы, а ускорение.
4. Явное ускорение экономического роста на фоне повышенной активности госкорпораций.
5. Финансовая нестабильность в мире. Россия оказалась пока не столь существенно затронута.