будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Страна
Усыскин Лев

Иван Великий и перераспределение собственности в России

Не следует думать, что концентрация земельных владений в руках церковных структур была неким исключительно русским явлением. Подобное происходило на протяжении Средних Веков по всей Европе, а может даже – и за ее пределами. Монастыри, епископские кафедры, соборные капитулы, университеты (!) и прочие церковные учреждения наделялись приносящей доход недвижимостью – в первую очередь, населенной крестьянами землей. Пути тут были разные – главным образом, фамильные пожертвования, но также и пожертвования властей, и прямые покупки тоже. Причем, как верно указал А. Сэндоу, процесс концентрации этой собственности был дорогой в одну сторону. Ибо не существовало механизма, по которому такая, единожды полученная собственность могла бы быть отчуждена обратно от своего благочестивого владельца. Точнее говоря – почти не существовало: некоторые утраты монастыри все же несли в случае, когда для собственной безопасности либо для прокорма нанятого управленца передавали часть своих земель кому-либо в ленное владение. С течением времени и в условиях слабой документированности отношений такой ленник либо его потомок оказывался в состоянии оспорить сюзеренитет монастыря, доказывая, что владеет своей землей безусловно и независимо – в качестве аллода. Но это все-таки была статистически незначимая экзотика.

Итак, Церковь обрастала землей, а светские владельцы, несущие всю тяжесть службы своему государю, землю неуклонно теряли. И переломить подобную тенденцию могла только центральная власть – причем ценой жесточайшего идеологического конфликта.

В первой половине XVI века это и произошло на большей части Европы. Процесс этот называют секуляризацией церковных земель, а его идеологическое прикрытие – Реформацией. В ходе которой возник ряд принципиально новых религиозных учений, отколовших от Рима целые государства. Надо сказать, что этот, необычайно тяжелый и кровавый процесс растянулся более чем на столетие и завершился первой общеевропейской (т.н. "Тридцатилетней") войной 1618-1648 годов. Зато по его окончании Европа вышла измененной до неузнаваемости – причем, модернизации подверглись даже те структуры, что отстаивали в конфликте "старые ценности": так, католическая церковь после Тридентского собора (1545-1563) фактически полностью пересмотрела свою догматику и традиции внутренней жизни, стала скромнее, значительно сократив свой совокупный бюджет, а в 1582 году, в знак обновления, перешла на Григорианский календарь, заставив государей католических, а затем и – некатолических стран последовать ее примеру.

Стоит также заметить, что религиозно-реформаторские идеи, сходные с идеями Лютера, Цвигли и Кальвина, гуляли перед тем по Европе столетиями – однако без особого воздействия на ход дел. И лишь в XVI веке вдруг обрели горячих сторонников среди широких масс государей Германии, Британских островов и Северной Европы. В чем же тут дело? Наверное, во многом – и, в частности, в жесточайшей земельной нужде коронованных властителей. Они, понятно, и прежде облизывались на церковные владения – но жить эта зависть им не особо мешала. Иначе стало теперь, когда процесс централизации и роста государственных институтов захлестнул всю Европу. А институты, как известно, требуют персонала. Причем, в отличие от прежних времен – светского персонала: офицеров, чиновников. Каковым надо обеспечить прокорм. Или – говоря иначе – источник земельного дохода.

На карте стояло само существование династий – их власти, их государственности. И это, наконец, перевесило традиционный страх перед Римом. Земли были отняты у Церкви и розданы, исходя из государственных интересов.

Едва ли не перед теми же проблемами встал и Иван Великий в конце XV века. Мне уже приходилось отмечать это любопытное явление – двоевременность российской действительности. Будучи в целом – отсталым государством даже в сравнении со странами Северной Европы, Россия в тех или иных частностях порой выходила на самый современный уровень, а то и превосходила его. Так, специфика централизации страны в условиях татарской зависимости привела к тому, что с неотложностью секуляризации церковных земель Иван III, похоже, столкнулся лет на пятьдесят раньше, чем его западноевропейские коллеги. Государю Всея Руси нужны были земли не столько для раздачи приближенным к трону боярам, как написал Сэндоу, сколько для наделения мелкого и среднего служилого люда. А с вельможами-то этот правитель управлялся без особых подачек – опутывая их густой сетью персональных обязательств и залогов. Так, в постоянном страхе и, фактически, будучи под судом, руководили победоносными военными походами "золотые мечи" Ивана Великого – князья Д. Холмский и Д. Щеня. Вообще же, в отличие от своего внука Ивана Грозного, Иван III хорошо понимал, что в ручном режиме можно эффективно управлять приближенными, однако нельзя управлять страной – для этого уже нужна определенная, отчуждаемая от персональной воли первого лица, система. Именно в рамках системного решения проблемы Иван Великий боролся за секуляризацию в целом – а не только путем штучного решения – уполовинивания владений новгородского архиепископа, подпавшего под обвинение в мятеже (в его, ивановом, понимании мятежа).

Пожалуй, российская специфика данной проблемы состояла лишь в том, что церковное имущество со времен татарского владычества в значительной степени обладало налоговым иммунитетом – его устанавливали так называемые "тарханные" грамоты, первоначально выдаваемые ордынскими ханами и, затем, подтверждаемые каждым последующим московским государем. Таким образом, монастырские земли не только не входили в раздаточный фонд, но еще и не приносили в казну никаких налогов. Вот эти две причины и вызвали к жизни ту нелегкую борьбу за секуляризацию, которая началась Иваном Великим в 70-е годы XV века, а завершилась Екатериной Великой в 80-е годы века XVIII.

Шла эта борьба с переменным успехом. Порой, светская власть пускалась на разного рода паллиативы – запрещая, например, новые земельные дарения монастырям. Это ограничение, понятно, жертвователи обходили с легкостью: землю ведь можно не дарить, а обменивать на заведомо неравноценный участок. Столь же эффективны были и ограничения по численности насельников монастырей, способам их пострижения и т.д. Сами тарханные грамоты то отменяли скопом, то восстанавливали под давлением соответствующих лоббистов. Затем снова отменяли и снова восстанавливали. В XVII веке царская власть смогла учредить особую структуру – Монастырский приказ, призванный, согласно Уложению 1649 года, осуществлять судебную власть над большей частью тех лиц, что выводились церковными тарханами из-под светской юрисдикции. Приказом управляли светские (царские) дьяки и по факту не только судили монастырских людей, но и управляли значительной долей монастырских финансов. Что никак не могло нравиться Церкви, старавшейся всеми правдами и неправдами это учреждение ликвидировать. В 1677 году его таки ликвидировали, однако после возродили вновь.

Серьезным же образом в допетровской России бороться за секуляризацию перестали со времен Ивана Грозного. Впрочем, в опричной части своей державы этот эксцентричный властитель все-таки конфисковал как будто земли монастырей – однако проблемы это не решало и вместо раздачи секуляризованных наделов, Грозный принялся перекраивать собственность своих подданных по произвольной прихоти – используя террор невиданной со времен батыева нашествия силы в качестве инструмента. В советских школах учили, что конфискация была направлена в первую очередь на боярские, т.е. крупные земельные владения. Более тщательный, однако, взгляд подметит, что приписывание репрессиям Грозного подобной системы – серьезное преувеличение: системы никакой здесь не было вовсе – под топор попадали люди самых разных социальных страт едва ли не в естественной пропорции. Что породило всеобщий страх и, неизбежно, – оцепенение, паралич воли, военные поражения и глубочайший хозяйственный кризис после столетия бурного экономического роста.

Но вернемся к Ивану III. Задумав секуляризировать церковные земли, этот великий политик, как я уже сказал, пошел путем, сходным с путями своих позднейших европейских коллег. То есть, поставил имущественный вопрос как следствие реформы религиозной жизни. Были извлечены из безвестности и всячески обласканы властью "нестяжатели" во главе с Нилом Сорским и прочими "заволжскими старцами". Некоторое время спустя они уже образовали своего рода партию внутри церкви и, стараниями Ивана Великого, сторонники этой партии получили ряд первоклассных административных постов – вплоть до поста номер один: нестяжателем был, как известно, митрополит Зосима. Можно предположить, что победи тогда нестяжательство, российская реформация была бы весьма похожа на реформацию Генриха VIII в Англии: в стране возникло бы православное подобие англиканской церкви – догматически очень близкой прежнему православию, однако возглавляемой Московским Великим князем. Сохранилось бы священство, а библейские книги вскоре перевели бы на современный русский язык. Вполне возможно, что возникли бы религиозные учебные заведения – лишь злое чудо уберегло Ивана Великого от идеи основать университет в период борьбы с иосифлянами (время появления первых университетов в Швеции, кстати). Увы, не нашлось человека, способного рассказать любознательному московскому государю о роли парижского университета во внутрицерковной борьбе XIII века – уж кто-кто, а он бы оценил сей инструмент в полной мере!..

Однако вышло иначе: противники нестяжателей – иосифляне – смогли отстоять свои интересы. Собор 1503 года завершился их победой. Иван Великий конечно умел держать удар – разумеется, он повторил бы приступ вскоре, но через два года его не стало.

Наследник же – Василий III – это великое начинание своего отца едва не про…л. Судьба подарила ему нестяжательских вождей, о которых Иван III мог лишь мечтать: волевых, образованных, эрудированных. Ярчайшим из них был знаменитый Максим Грек – богослов, публицист, переводчик, долгие годы являвшийся фокусом московской интеллектуальной жизни. Однако недалекий властитель в большей степени исходил из своих личных, сиюминутных властных рефлексов – в итоге Максим Грек отправился в ссылку, а на соборе 1531 года нестяжатели потерпели новое сильное поражение.

Третий приступ в борьбе за секуляризацию связан с "избранной радой" – правительством молодого Ивана Грозного. Похоже, именно протопоп Сильвестр, автор "Домостроя", составил те самые каверзные вопросы царя Стоглавому собору 1551 года, которые ставили под сомнение легитимность церковного землевладения. Но и на этот раз – не вышло: уж слишком сильно вцепилась церковная иерархия в свои угодья.

Не вышло и потом – перемены в самосознании Ивана Грозного сняли вопрос о регулярной секуляризации с повестки дня. Оставив церкви ее земли, Грозный лишил ее всего остального – права на человеческое достоинство, на свободу высказывания, на личную безопасность священнослужителя.

3. И все-таки, говоря о потенциальной прогрессивности несостоявшейся в XV - XVI веке секуляризации церковных земель Московского государства, следует иметь в виду издержки подобного прогресса. Ведь монастыри издавна были на Руси центрами экономического и культурного развития – особенно во вновь осваиваемых, колонизируемых районах. Даже и в XVI веке их значение в этом качестве было значительным – и, дабы их заменить, потребовались бы нешуточные усилия власти. Более того, историки сходятся на том, что экономическая эффективность, уровень благосостояния крестьян а также степень их эмансипации в крупных земельных владениях были тогда выше. Причем, заметно выше. Ведь те же тарханы так или иначе приводили к снижению крестьянских поборов. Таким образом, не только "большой передел" Грозного, но и несостоявшаяся секуляризация, т.е. дробление изъятых крупных монастырских угодий на мелкие дворянские, неизбежно привела бы к первоначальному снижению экономических и социальных показателей. Что я хочу этим сказать? То, что прогресс никогда не бывает бесплатным.

См. также:

  • Алекс Сэндоу. План Ивана III
  • Лев Усыскин. Еще раз о жидовствующих
  • Алекс Сэндоу. Враги по случаю
  • Алекс Сэндоу. Смертельная усталость
  • Алекс Сэндоу. Иосиф Сталин: от смерти к развенчанию
  • Алекс Сэндоу. Реформы и святость
  • Лев Усыскин. Еще раз о жидовствующих
  • Лев Усыскин. Частно-государственный проект за Уралом
  • Лев Усыскин. Суд над фельдмаршалом
  • Лев Усыскин. Казанская история
  • Лев Усыскин. Юбилей одного письма
Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).