15 февраля Владимир Путин назначил вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова первым вице-премьером, курирующим оборонно-промышленный комплекс и "часть гражданского сектора экономики".
Мораль себя ждать не заставила: "В результате первые вице-премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Иванов получили равные возможности для раскрутки в качестве потенциальных преемников президента", - сообщил, например, "Коммерсант".
Дальнейшие события в политологическо-комментаторском слое жизни предсказать просто, поскольку возникла симпатичная тема уравнивания шансов преемников. Непременно будет шлейф рассуждений и дискуссии на тему дальнейшего роста или падения шансов каждого из двух.
В таком подходе, предполагающем, что кандидатов наглядно уравняли в предвыборных ресурсах, есть что-то телевизионно-спортивное. Вот, дескать, отбор произошел, впереди – финал, он уже начался. Каждому выданы соответствующие ресурсы, вперед. Правила игры, конечно, остаются непонятными, но все будет публично, потому что интригу будут постоянно объяснять комментаторы. Да и сам факт раздачи ресурсов выглядит наглядно: типа, все срослось, в точности, как и ожидалось.
Претензии к такой конструкции очевидны: очень уж наглядно и простодушно. А главный point в том, что Иванов и Медведев теперь вовсе не уравнены в ресурсах, наоборот.
Очень просто. В должности министра обороны человек является интенсивным ньюсмейкером. По плохим поводам, по хорошим – но является. Его дело – уметь отбивать удары, пиарить достижения. Иванов – судя по рейтингам – этому уже более или менее научился. В конце-концов, армия, когда она не контрактная, явление социальное и электорально значимое.
А инновации – не очень понятно, что это. Даже совсем непонятно. С полгода назад на телевидении ходила мощная тема про нанотехнологии (как раз в рамке инноваций). Тема быстро скисла, несмотря на все попытки объяснить ее с экрана. Ну а там, где ВПК, публичности по определению вообще никакой. Сложить их вместе – ужас нечеловеческий для имиджмейкеров. Конечно, можно вспомнить, что за что инновационное ни возьмемся, все равно получится автомат Калашникова – который, несомненно, весьма узнаваем, но в целом дело все же обстоит не так оптимистично.
Да и с учетом последующего президентства тоже получается не профильно. Представить себе, что человек, уходящий в такую зону деятельности, как инновации и ВПК, сравнительно скоро оставляет это занятие, – довольно странно. Это же не деятельность в контакте с населением, в формате тех же нацпроектов. Вот она, да, вполне естественно переходит в президентские обязанности. А формирование инновационной структуры на базе ВПК – это, в общем, что-то по типу образования "Газпрома", а как представить себе, что новый глава нового "Газпрома" через год, не доведя столь крутой и сверхперспективный концерн до ума, вдруг оставляет это дело и переходит на другую – фактически общественную – работу?
Получается, что нынешние назначения имеют не слишком предвыборный характер. Ясно, что решается серьезная задача, которая вовсе не сводится к банальному кадровому вопросу.
То есть, разумеется, не так уж это все и не предвыборно, просто надо менять акценты. Речь, скорее, о том, как перестраивается сама структура экономки – с точки зрения побеждающего госкапитализма. Не случайно же переназначение Иваново шло в пакете с Нарышкиным. Конечно, повод для политологических спекуляций сохраняется, 2008-й, никуда не денешься. Но теперь можно исследовать не преемника, а радостно угадывать место, которое в этой структуре предполагает занять сам Путин.
С точки зрения того же телевидения это не слишком зрелищное мероприятие, но в этом-то как раз имеется резон. Телевидение и масс-политика так и будут заниматься вопросами "преемничества", а более продвинутые круги будут играть в структурное lego.