Конфликт интересов — теперь не пустое слово не только для чиновников, но и для депутатов, прокуроров, членов избирательных комиссий и многих других так или иначе связанных с государственной службой граждан. Владимир Путин во вторник подписал соответствующий документ.
Новый закон обязывает депутатов всех уровней, в том числе и муниципальных, членов Совета Федерации, генерального прокурора, главу Следственного комитета, аудиторов и главу Счетной палаты, председателя Центрального банка, членов постоянно действующих избирательных комиссий всех уровней, главу Судебного департамента при Верховном суде и многих других составляющих костяк государственного аппарата граждан сообщать о конфликте интересов.
Специально оговаривается, что необходимо считать «конфликтом интересов», а что понимается пол «личной заинтересованностью».
Под конфликтом интересов понимается «ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на ненадлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей».
«Личная заинтересованность», согласно закону, это «возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо преимуществ» лицом, замещающим государственную должность.
Также ограничения распространяются на случаи, когда деньги, ценности или иные виды выгоды получают лица, состоящие с госчиновником в близком родстве или свойстве, а также граждане, организации, с которыми чиновник связан имущественными или иными отношениями.
Непринятие чиновником, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет увольнение данного лица с должности, указывается в законе.
Новый закон нельзя назвать каким-то революционным — вообще-то подобная норма для всех государственных и муниципальных служащих введена с 2009 года. Специально прописанные в только что подписанном президенте законе лица ранее просто были нечетко обозначены, что и устраняется нововведением.
О том, что такое конфликт интересов в российских реалиях, можно узнать, изучив сразу несколько скандалов, разворачивающийся в Калининградской области.
Так, после запроса регионального антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл — Россия» прокуратора подтвердила, что министр туризма Андрей Ермак лоббировал интересы компании «НЦ Балтэкспертиза» при оценке земельного участка, предназначенного под строительство второй очереди «Рыбной деревни», одного из главных мест притяжения для туристов.
По данным прокуратуры, земельные участки у «Рыбной деревни» стоимостью в 222 млн рублей принадлежат подконтрольной Ермаку «Корпорации развития туризма Калининградской области». Чиновник участвовал в подготовке сделки мены этой земли на теннисные корты рядом с Театром эстрады в Светлогорске, принадлежащие компании Максима Гирзекорна «Светлогорский теннисный клуб». При этом до назначения на должность министра Ермак возглавлял бизнес-структуры Гирзекорна — компании «Росбалтстрой» и «Кениг Девелопмент Групп».
Прокурорская проверка показала, что Ермак поручил директору Корпорации развития туризма Александру Арутюнову провести оценку земли у «Рыбной деревни», тем самым нарушив закон о защите конкуренции.
«Таким образом, материалы проверки свидетельствуют о вмешательстве указанного должностного лица в хозяйственную деятельность Корпорации и лоббировании им интересов ООО „НЦ Балтэкспертиза“, что указывает на признаки конфликта интересов и возможные коррупционные проявления», — говорится в тексте представления прокуратуры. Надзорный орган потребовал от губернатора применить меры дисциплинарной ответственности в отношении подчиненного.
Другой конфликт интересов в правительстве региона также был обнаружен специалистами из «Трансперенси Интернешнл». Прокуратура согласилась с доводами борцов с коррупцией и признала, что выдача лицензий управляющим компаниям проходит довольно странным образом.
Так, руководитель административно-технической инспекции (АТИ) Калининградской области Надир Агаев принимал участие в выдаче лицензии «Управляющей компании Ленинградского района», 30% которой принадлежит его сыну, Радживу Агаеву. Агиев-старший входит в состав лицензионной комиссии и голосовал за выдачу лицензии компании своего сына.
Прокурор Калининградской области Сергей Табельский тогда направил губернатору Калининградской области Николаю Цуканову информационное письмо, в котором изложил суть коррупционного правонарушения Надира Агаева и потребовал привлечь его к ответственности. Но никаких мер предпринято не было — Агаев продолжает оставаться на своем посту.
Также можно вспомнить о недавнем расследовании газеты «Ведомости», в котором описывается бизнес Игоря Чайки, сына генерального прокурора Юрия Чайки. Его компании, которые выполняют главным образом государственные подряды, имеют портфель заказов на 300 млрд рублей и продолжают расти. Формально, правда, бизнес Чайки-младшего никак с Генеральной прокуратурой не связан, но отец, как говорят, давал своему сыну советы.
Вообще борьба с конфликтом интересов — один из принципиальных вопросов построения эффективной государственной службы. Чиновник, депутат, следователь и т.д. должны в меру своей компетенции решать исключительно поставленные перед ними задачи, а не отвлекаться на нравственный вопрос о том, что первично — помощь семье или выполнение служебных обязанностей.
Но в России, как обычно, проблема не в плохом законе — так, например, очевидно, что должность главы Центрального банка является политической, и в случае конфликта интересов президент и парламент могут принять решение об увольнении и без всяких специально прописанных юридических механизмов. Вряд ли принятие очередных поправок сколько-нибудь изменит практику, если отстранение нечистых на руку чиновников так и останется совершенно необязательным, как происходит в той же Калининградской области.