К возможности отзыва губернаторов у россиян может прибавиться право отзывать депутатов и мэров. Во всяком случае об этом говорится в проекте структуры нового избирательного кодекса, который разрабатывают специалисты МГУ — его обнародовал Российский фонд свободных выборов (РСФВ), одним из учредителей которого является Центризбирком.
Проект документа планируют доработать и вынести на обсуждение до лета 2019 года. Об этом в четверг пишут «Ведомости».
Кодекс должен будет состоять из двух частей — общей и особенной. Общая часть будет содержать понятия, термины и принципы проведения выборов. Особенную часть составят главы о порядке проведения выборов в органы власти разного уровня. Именно в ней, по проекту, будет раздел, посвященный порядку отзыва депутатов, глав регионов и мэров.
Сейчас, напомним, выборное законодательство предусматривает только отзыв губернатора — эта норма была прописана в 2012 году, одновременно с возвращением выборов губернаторов.
Впрочем, отмечает один из авторов проекта Сурен Авакьян, прописать процедуру отзыва депутатов крайне затруднительно из-за того, что часть их избирается по одномандатным округам, а часть — по партийным спискам.
Отдельные главы особенной части предлагается посвятить правилам голосования по изменению границ муниципалитетов, а также основам организации и проведения непрямых выборов на уровне регионов и МСУ.
Отметим, что сейчас выборы на федеральном уровне регулируют несколько законов. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан», а также отдельные законы о выборах президента, Госдумы и о выборах губернаторов. Необходимость принятия избирательного кодекса, который объединил бы все нормы в одном документе, обсуждается уже давно. Причем в некоторых регионах, например в Москве, избирательный кодекс принят — там нет отдельных законов о выборах губернатора, парламента, местных депутатов и т. д.
В целом выборное законодательство — одна из самых сложных и запутанных отраслей национального права. Это произошло в том числе и потому, что принятые в начале 2000-х законы постоянно переписываются, правки вносятся перед каждой крупной избирательной кампанией, в результате из когда-то цельного документа получается, по выражению юристов, «лоскутное одеяло».
При этом в выборном законодательстве, порой, важны даже самые мелкие нормы, потому что они позволяют, например, независимым или оппозиционным наблюдателям контролировать ход голосования или, напротив, приводят к тому, что общественные структуры оказываются бессильны.
Владимир Чуров, который возглавлял Центральную избирательную комиссию в 2007-2016 гг., ссылался на то, что по Конституции ЦИК не обладает правом законодательной инициативы и потому отказывался инициировать принятие правок в выборное законодательство и, тем более, предлагать принять избирательный кодекс. Элла Памфилова уверена, что отсутствие конституционной нормы не должно стеснять ЦИК и, при необходимости, добивается внесения на рассмотрение парламента необходимых ей законопроектов через депутатов.