Публикуем изложение речи А.Котенкова на заседании Госдумы по импичменту
Свою речь Котенков начал с утверждения, что президент Борис Ельцин никогда не отрицал своей ответственности за проводимую в стране политику, но не он один ее осуществляет. В отношении обвинения в развале СССР и подписания Беловежских соглашений, Котенков сказал, что действия президента как измену родине в форме организации заговора квалифицировать нельзя, ибо после попытки государственного переворота в августе 1991 года практически все республики до сентября заявили о своем выходе из состава СССР, а Литва и Грузия заявили об этом еще раньше (в конце года к ним присоединился и Казахстан). РСФСР осталась единственной республикой, которая не приняла решения о выходе из СССР.
Таким образом, обвинение Ельцину в том, что вопреки выраженной на референдуме 17 марта 1991 года воле народа он способствовал развалу СССР, совершенно несостоятельно. "Советский Союз распался задолго до образования СНГ". Кроме того, напомнил Котенков, референдум 17 марта 1991 имел "опросный характер, а не обязательный или рекомендательный". А Беловежские соглашения, подписанные Ельциным 8 декабря 1991 года, уже 12 декабря были ратифицированы бывшим Верховным Советом РСФСР. Таким образом, парламентарии признали правомочность документа.
Касаясь обвинений в адрес президента в трагических событиях сентября-октября 1993 года в Москве, А.Котенков отметил, что анализировать указ главы государства N 1400 от 21 сентября о поэтапной конституционной реформе следует с учетом анализа политической ситуации, сложившейся к этому времени в стране. По его словам, "политический кризис к этому времени был предопределен половинчатостью конституционной реформы, проведенной в РСФСР в 1990-1991 годах". Результатом этой половинчатости стало то, что Верховный Совет получил право приостанавливать действия указов президента в случае своего обращения в Конституционный суд, а съезд народных депутатов получил статус высшего органа государственной власти и таким образом в стране фактически было введено двоевластие.
В связи с противостоянием парламента президенту конституционно-правовой кризис продолжал нарастать и возникла угроза распада страны. А.Котенков подчеркнул, что президент, издав указ ¦ 1400, "предотвратил неконтролируемое развитие событий". Он напомнил, что бывшее руководство Верховного Совета отказалось подчиниться указу президента, забаррикадировалось в парламенте и призвало сторонников вооружаться. В результате были сформированы значительные вооруженные отряды защитников парламента. По словам А.Котенкова, действия вооруженных формирований создавали чрезвычайную угрозу и устранить их было невозможно без чрезвычайных мер. Он отметил, что президент действовал "в состоянии крайней необходимости с целью предотвратить еще более тяжелые последствия".
Перейдя к обвинению президента в совершении военных действий против Чеченской Республики в 1994-1996 годах, А.Котенков напомнил, что к этому времени "действия режима Дудаева вели к фактическому выходу Чечни из состава РФ". А.Котенков напомнил, что для урегулирования конфликта были предприняты "несколько десятков политических контактов, результаты которых Дудаев каждый раз впоследствии дезавуировал". Таким образом, отметил докладчик, уже не оставалось путей урегулирования ситуации без применения вооруженной силы. А.Котенков подчеркнул, что в известном ныне секретном указе президента N 2166 президент не отдавал распоряжения развернуть в Чечне военные действия. Это, отметил докладчик, было сделано на основании постановления правительства N 1360 от 9 декабря 1994 года и приказа бывшего руководства Министерства обороны.
А.Котенков напомнил, что Конституционный суд в июле 1995 года, рассмотрев запрос Госдумы, признал конституционным указ президента N 2166 и, таким образом, парламентская комиссия, заявляя о противоположном, "превысила свои полномочия и сделала фактическую попытку ревизовать заключение КС".
Касаясь обвинения президента в развале армии, А.Котенков подчеркнул, что это обвинение носит "чисто политический, а не сугубо правовой характер". По его словам, в представленных комиссией материалах нет ни единого документа, подтверждающего, что в действиях президента присутствовал умысел по развалу армии. А.Котенков высказал мнение, что этот пункт обвинения должен быть снят.
Относительно обвинений президента в геноциде российского народа А.Котенков с конкретными цифрами доказал, что, начиная с 1960 года, в стране ежегодно падение прироста населения равнялось примерно 1%. Он напомнил, что общий прирост населения в бывшем CCCР шел в основном за счет республик Средней Азии и Закавказья, а в России тенденция к снижению роста рождаемости наметилась на протяжении последних 30-35 лет. Оперируя цифровыми выкладками, А.Котенков сообщил, что с 1 января 1997 года по июнь 1998 года, когда группой депутатов были выдвинуты обвинения против Б.Ельцина, динамика роста ВВП в стране ежемесячно имела тенденцию к постоянному увеличению. Таким образом, подчеркнул А.Котенков, утверждения об умышленном геноциде главой государства своего народа являются "абсолютно необоснованными".