будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Чернобыльская авария
Июль 12, 2025
Страна
Усыскин Лев

Изысканная сюита о неотвратимости смерти

Изысканная сюита о неотвратимости смерти
vsubbotu
Кадр из фильма "В субботу"

Спецпроект «Чернобыль-25»

26 апреля 25 лет аварии на Чернобыльской АЭС, а незадолго до того вышел в прокат новый фильм Александра Миндадзе "В субботу".Набивший руку журналист без труда соорудит по поводу названия лентыкакой-нибудь впечатляющий пассаж с ветхозаветными коннотациями: дескать, подобноевреям, обязанным праздновать субботу при любом стечении окружающихобстоятельств, персонажи фильма отдаются веселью весь этот день, невзирая нато, что сам воздух вокруг них пропитан смертью, пропитан и убивает их в каждоемгновение.

В действительности, никаких евреев в фильме нет (за вычетоммимолетного персонажа с говорящей фамилией Горелик), а есть раннегорбачевскийСССР, небольшой южный городок погожим субботним днем 26 апреля 1986 года иатомная электростанция неподалеку, взорвавшаяся накануне ночью. Чернобыль.

Теперь – скороговоркой – некоторая формальная информация,согласно требованию жанра. Для режиссера это вторая самостоятельная работа –при том, что 62-летний Александр Миндадзе, вообще-то, ветеран нашего кино – нокак сценарист: совместно с Вадимом Абдрашитовым он сделал десять лент,составивших ему имя, писал он сценарии и для А. Прошкина, и для А. Учителя. Понятно,что автором сценария в нашем случае является сам режиссер, а вот камерой насъемках командовал талантливый румынский оператор Олег Муту, – этот уроженецКишинева известен нам в первую очередь по замечательной ленте Кристиана Мунгиу"Четыре месяца, три недели и два дня". Остальное не столь принципиально.

Дальше положено раскрывать краткое содержание ленты, нопрежде стоит сказать вот, о чем. О, так сказать, ожиданиях от"продукции" Миндадзе. Сложившееся главным образом от работ в тандемес Абдрашитовым представление состоит в том, что жанром ленты должно статьчто-то между бытовой драмой и фильмом-катастрофой, однако без характерного дляпоследних нагнетания по-голливудски примитивных эмоций. То есть, как бы оба этижанровые начала сперва вырождаются в некоторую притчу, а затем, обычно ближе кконцу фильма, складывающееся только-только в голове зрителя притчевая метафоранамеренно раскалывается таким сюрреалистическим наплывом – в худших, на нашвзгляд, случаях и вовсе скатываясь в некоторую водевильность, как скажем вконцовке "Космоса, как предчувствия". То есть, киноистории Миндадзеобычно – довольно сложные зрелища, это раз. И не всегда безупречны – два.

К счастью, в новом фильме нет ни излишней "зауми",ни явных проколов – зрителю довольно комфортно его смотреть, однако выйдя изкинотеатра (встав из-за компьютера) ему есть, о чем поразмышлять задним числом,ибо вторыми и третьими смыслами лента вполне обеспечена.

Теперь, собственно – фабула. Главный герой – Валерка (АнтонШагин) – бывший ресторанный музыкант-барабанщик Джонни, а ныне – молодойкомсомольский функционер (характерное для работ Миндадзе двойное социальное амплуагероя) – по стечению каких-то труднообъяснимых обстоятельств становится наисходе ночи свидетелем аварии на ЧАЭС: в компании некоего партийного начальстваон оказывается на роковой станции, наблюдает предельную растерянность руководстваи получает от последнего устное указание хранить все в тайне дабы не сеятьпанику. Снята эта первая, ночная часть фильма именно в стилистикефильма-катастрофы – чего стоит хотя бы эффектная "поездка навстречусмерти" одного из партийных тузов – когда легковая машина упрямо движетсяк взорванному энергоблоку под аккомпанемент испуганного голоса, сообщающегоубийственно-растущие показания взятого с собой дозиметра… Эта же сцена,впрочем, вызывает в памяти и соответствующие моменты из "Сталкера"Тарковского, в частности, когда Писатель прет напрямую к Дому С ВолшебнойКомнатой, невзирая на отчаянные предупреждения героя Кайдановского.

Триллер, однако, тут же кончается – наступает утро, инахватавшийся бог знает сколько рентген герой в ужасе бежит со станции в город:единственное его намерение теперь – это удрать. Удрать прочь от смерти,практически персонифицированной на экране: тот самый, утративший инстинктсамосохранения партийный туз, встретив героя на рассвете, проникновенносообщает ему, что, де, был "там" и заглянул в самое жерло, котороекак бы звало к себе… Наш Валера стремительно кидается прочь от подобнойсуицидальной интимности – оставляя партначальника в начинающемся приступеострой лучевой болезни…

Дальше как будто бы вступает в свои права бытовая драма.Герой сперва пытается забрать с собой любимую девушку, певичку из того жересторанного ансамбля – выдергивает ее чуть ли не из душа в женском общежитии,тащит на вокзал, однако на поезд они не попадают по, казалось бы, случайнойпричине: девушка ломает каблук. Следующий поезд будет завтра и Валера проводитсубботу в городе. Собственно, основная часть фильма – это, в полномсоответствии с названием, субботний день, выходной, когда жители Припятиотдыхают, справляют свадьбы (Миндадзе на встрече со зрителями говорил, чтореально в тот день в городке справлялась чуть ли не дюжина свадеб разом),покупают в магазине дефицитные румынские (привет оператору)туфли-"лодочки"… Эдакий вариант джойсовского "Улисса" в кино– только вместо 16 июня 1904 г. – 26 апреля 1986. Главный герой вовлекается, помимособственной воли, в это буйство жизни – подменяет в своей прежней группезаснувшего с перепою барабанщика, поздравляет приятеля-жениха, покупает длядрузей "медвежью кровь", выясняет отношения в рамках любовноготреугольника с изрядно скругленными углами. Характерно, что авторы фильманамеренно снимают остроту традиционных для кино драматических ситуаций –скажем, напрашивающийся конфликт "сокровенное знание Валеры об истиннойситуации на 4 энергоблоке – неведение жителей города" практически сводитсяна нет: все и так в курсе, что ночью что-то серьезное произошло, что опасностьвелика, что металлический привкус во рту говорит о совершенно конкретных вещах.Все, в общем, все понимают, но, также как и герой, не спешат бежать прочь,предпочитая мыслям о смертельной опасности сиюминутное буйство жизни.

Так о чем же наш фильм? Где здесь чаемая метафора? Попробуемответить, проанализировав собственные ощущения. В самом деле, сочувствие к героям,трагико-лирическая нотка, возникает в нас первым делом от сознания собственногокогнитивного превосходства: даже и без всякого Чернобыля, глядя на людей из 86года, мы, знающие о том, что произойдет затем, сколь усложнится окружающий их мири сколь ничтожными покажутся потом актуальные для них тогда обстоятельства,начинаем испытывать эмоции, сходные с теми, что вызывают в нас дети. Это,говоря иначе, вполне умершая для нас реальность – она, несомненно, была, нотеперь ее нет, нет совсем.

Следующий уровень этого же когнитивного превосходствавозникает уже вследствие самой аварии: мы знаем про серьезность положения вполной мере, а герои фильма – нет. И, наконец, третий уровень того же поприроде ощущения определяется главным героем: даже он знает качественно больше, чем окружающие его персонажи. Получаетсясловно бы пирамида громоздящегося незнания – и лишь бог-зритель из 2011 годаведает обо всем. Но обо всем ли? Ведь и мы не знаем нашего завтра, ведь и мычетверть века спустя будем выглядеть наивными простаками в сложном современноммире. И у нас впереди – неизбежная смерть, и мы тоже не в силах от нее убежать,а лишь способны наполнить отпущенное до нее время тем или иным содержанием.Собственно, об этом и фильм – о неотвратимости смерти, олицетворенной на экранеполуразрушенной махиной аварийного энергоблока. Валерка сперва бежит от негопрочь, сломя голову, но она все равно находит способ напомнить о себе: и вотуже вышедший за вином герой замирает в толпе жителей Припяти, оцепенело наблюдающихзарево над бетонной махиной… И, наконец, возвращается к взорванному реакторуследующим утром – просыпаясь со своими друзьями на кораблике, бодро огибающимстанцию на пути к Киевскому водохранилищу. Не уйти…

Ну и напоследок – дежурные комплименты. "Всубботу" довольно изысканное в визуальном смысле зрелище – снятая впсевдодокументальной манере ручной камерой лента исключительно многолюдна, ирежиссеру с большой достоверностью удается воспроизвести не только характерныедля эпохи типажи, но и простроить попутно множество чудных эпизодическихмизансцен, в совокупности придающих пространству фильма дополнительную глубину.А то, что на Берлинском фестивале этим не прониклись – стало быть, им, гагарам,недоступно.

Так, что – айда в кино!

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).