будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Конституция законотворчество правительство Конституционный суд администрация президента
Июль 5, 2025
Страна
Макаркин Алексей

К Конституции без скальпеля

К Конституции без скальпеля
i9qVCkpANnPW45AI5e2KvUslAjMsJpnv
Валерий Зорькин. Источник: council.gov.ru

Проводить лишь отдельные, точечные изменения Конституции РФ предложил глава Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. Ранее СМИ распространили информацию о возможном скором запуске конституционной реформы.

Свое видение вопроса Зорькин изложил в статье, опубликованной в «Российской газете». По его мнению, в действующей редакции Конституции заметно «отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством», однако смысл Конституции позволяет «адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиям».

 
Конституция Российской Федерации
kremlin.ru

Между тем еще до появления этой публикации Telegram-канал «Незыгарь» сообщил со ссылкой на неназванные источники, что перед 25-летием Конституции в России может быть запущена конституционная реформа, в результате которой появится новый конституционный орган власти и будут инициированы досрочные выборы президента РФ в марте 2019 года.

 
Алексей Макаркин

О том, чем могли быть вызваны подобные предложения, а также о том, в чем в действительности их суть и как глава Конституционного суда относится к изменениям в Конституции, с «Полит.ру» поговорил Алексей Макаркин, ведущий эксперт Центра политических технологий.

«Такое ощущение, что эта инициатива Валерия Зорькина – реакция на какие-то другие инициативы. Если помните, вначале дали анонс статьи Зорькина, который был действительно посвящен точечной реформе Конституции. Это совпало с появлением в Telegram-каналах материалов о том, что ожидается конституционная реформа. Новости эти были совмещены, и так как это говорил Зорькин, председатель Конституционного суда, и публиковала «Российская газета», возникло впечатление, что статья Зорькина якобы должна подготовить эту реформу.

На самом деле, думаю, все наоборот: смысл статьи Зорькина парадоксальным образом состоит в том, что реформу Конституции если и надо проводить, то очень и очень осторожно, очень точечно. Зорькин предостерегает от радикальных шагов. Почему парадоксальным образом? Потому что Зорькин – это председатель Конституционного суда, который без большого пиетета относится к действующий Конституции.

Она была принята без его участия, в трудное для него время: в 1993 году его сместили с поста председателя Конституционного суда за поддержку Руцкого и Хасбулатова и вообще шла речь о том, будет ли дальше Конституционный суд существовать в том виде, в котором он тогда работал. И были многочисленные предложения исключить из состава Конституционного суда тех его членов, которые были на стороне Верховного Совета (в первую очередь, конечно, самого Зорькина). Так что к Конституции он относится довольно сложно.

 
Дмитрий Медведев и Валерий Зорькин в 2003г.
kremlin.ru

Плюс еще тот факт, что Зорькин с тех пор очень серьезно эволюционировал, как и многие российские общественные деятели. Если в 1990-м году это был профессор, которого поддерживали демократы, то сейчас это традиционалист, выступающий в качестве одного из основных наших публичных критиков Европейского суда по правам человека, сторонник приоритета интересов большинства над интересами меньшинства (это очень серьезно выражено в его статье), сторонник опоры на исторические традиции, то есть очень консервативный юрист, для которого Конституция 1993 года выглядит слишком либеральной.

Но когда мы говорим о формулировке «консервативный юрист», надо обратить внимание на оба компонента. Зорькин – это не только традиционалист, не только критик либерализма, критик немалой части того, что содержится в этой Конституции, но он и юрист, который понимает, что корежить Конституцию опасно. Может быть, у него есть воспоминания о том же начале 1990-х годов, когда Съезд народных депутатов менял Конституцию очень произвольно, в соответствии с политической конъюнктурой; поправки тогда принимались без серьезного обсуждения, что, с какой стороны ни смотри и как ни оценивай эти события, не пошло на пользу конституционному процессу в России.

В статье Зорькина в «РГ» очень много рассуждений о том, что Конституция и правоприменительная практика должны опираться на национальную традицию. Там много рассуждений о справедливости (в том числе, думаю, в значительной степени связанных с пенсионной реформой). И там есть очень интересная акцентировка на том, что люди «устали от трех десятилетий реформ». У нас обычно противопоставляют 1990-е годы годам 2000-м и 2010-м: мол, в 1990-е годы был распад страны и хаос, потом произошло ее восстановление. А в данном случае автор статьи обращает внимание скорее на преемственность, причем в не слишком позитивном смысле.

 
Владимир Путин с Председателем Конституционного Суда Валерием Зорькиным. 2007г.
kremlin.ru

Что касается конкретных предложений по реформе Конституции, то их в этой статье фактически нет. Нет ничего про обсуждаемый уже не в первый раз вопрос о Государственном совете. Нет ничего о том, каковы должны быть права президента и других органов власти – только говорится, что есть крен в сторону исполнительной власти, но далее это не расшифровано. Если, например, уравновешивать президентскую власть парламентом, то о правах парламента там вообще ничего нет.

Есть идея о целесообразности создания двухпартийной системы в России, но она изложена не столь юридически, сколь политологически. И эту идею достаточно сложно записать в Конституцию. Скорее, эта идея нужна Зорькину не в качестве конкретного предложения о том, что должно быть записано в измененной Конституции, а для того, чтобы обосновать мысль о том, что более устойчивая властная конструкция основана на сменяемости власти. В том числе на расширении возможностей для оппозиции. Но как это записать в Конституцию, большой вопрос.

У него там есть еще и положение о местном самоуправлении – на мой взгляд, достаточно опасное. Местное самоуправление в Конституции 1993 года записано как независимое от исполнительной власти. А у Зорькина наблюдается стремление довести вертикаль до уровня местного самоуправления, встроить это самоуправление в общую вертикаль исполнительной власти. Но дело в том, что это происходит и без конституционных поправок. Сейчас отменяются прямые выборы мэров – они отменены уже в подавляющем большинстве региональных центров. И все это творится при действующей Конституции.

Более того, сам Конституционный суд выдвинул концепцию, согласно которой трактовки Конституции могут меняться в зависимости от политической ситуации, от вызовов, которые стоят перед страной. Если вы помните, это было в вопросе об избираемости глав регионов. Суд в 1990-е годы вынес одно решение, а в 2000-е годы – другое, обосновав это как раз таким очень прагматичным подходом к основному закону.

 
Здание Сената, где разместился Конституционный суд РФ
Савин А. С./Wikimedia Commons

Поэтому на самом деле предложения, которые есть в статье, это не столько предложения, сколько размышления. Причем им уделена меньшая часть статьи, а большая часть посвящена более общим вопросам. И я думаю, что статья Зорькина – это не призыв к точечным изменениям Конституции, а призыв быть осторожным. То есть реакция на какие-то планы масштабной переделки этого документа. Это скорее такое предупреждение (причем, что интересно, от консерватора, как я уже говорил), что не надо спешить, надо подумать. И что если уж есть желание скорректировать Конституцию, то можно ограничиться небольшими, точечными изменениями. То есть это своего рода минимизация подобной инициативы», – сказал Алексей Макаркин.

Макаркин Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).