Привычный для советских граждан знак качества вновь появится на произведенных в России изделиях. Он, конечно, изменит свой внешний вид — заключенная в пятиугольник четырехлучевая звезда с надписью СССР больше не актуальна — но идея останется прежней.
Министерство промышленности и торговли планирует выдавать почетный знак на несколько лет, ориентировочно на два-три года, тем производителям, которые предлагают рынку качественные товары и согласны оплатить государству сертификацию своего товара. Предполагается, что плата будет не сильно превышать стоимость сертификации, лабораторных исследований и прочих анализов и, таким образом, будет доступна любому производителю.
Отмеченный знаком качества товар, по логике чиновников, должен будет пользоваться заслуженным уважением как среди граждан России, так и у иностранных покупателей. Эксперты уже советуют принять знак настолько универсальный, чтобы он органично смотрелся и на упаковке влажных салфеток, и на этикетке обогревателя, и на современном танке.
Финансирование кампании по продвижению нового знака качества, по логике, должно взять на себя правительство, организовывать продвижение знака и товаров, отмеченных им, может специальный оператор, который будет создан Минпромторгом и другими заинтересованными ведомствами.
Сейчас Минпромторг ведет отбор групп товаров, которые будут в первую очередь маркироваться знаком качества. Предполагается, что это будут продукты, которые продаются в крупных торговых сетях — мясные, молочные и масложировые — , а также некоторые промтовары. Сейчас, беспокоятся чиновники, сетевики фактически диктуют свои правила мелким поставщикам, а те не рискуют жаловаться в официальные инстанции, так как боятся расторжения контрактов в принципе. Знак качества сможет увеличить спрос на товары, а значит дать добавленную стоимость при сохранении на том же уровне затрат на производство — если оно, конечно, будет удовлетворять высоким критериям.
Сейчас на рынке существуют множество знаков качества, которые никак не регулируются правительственными структурами. Либо производитель по собственному желанию рисует на этикетках награды, либо отображены и правда заслуженные знаки отличия, полученные, например, от профильной ассоциации производителей.
Новый российский знак качества является прямым преемником своего советского аналога, который появился в 1967 году как один из признаков Косыгинской экономической реформы. Вначале красивую звездочку получили товары, которые действительно пользовались заслуженным уважением у населения — телевизоры «Рубин», холодильники «ЗИЛ» и пр. Для установки на товар, упаковку, ярлык или этикетку знака качества производитель проходил многоступенчатую аттестацию, причем вся процедура повторялась раз в три года.
Еще раньше, до революции, существовал некоторый аналог знака качество — знак «поставщик императорского двора». Российские предприниматели ожесточенно сражались за право получения этого знака, порой не обходилось без коррупции и мухлежа. Расчет был понятный: жизнь августейшей фамилии была предметом зависти для многих россиян, и возможность приблизится к высоким стандартам, хотя бы и посредством покупки товаров, которые иногда оказываются в царственных руках или желудках, в прямом смысле слова дорогого стоила.
В советские годы для вождей партии практически все производилось на отдельных линиях и выращивалось на специальных грядках, так что простые граждане не могли получить доступ к товарам правительственного класса ни за какие деньги — в ход можно было пустить только связи, которые потому и высоко ценились в социалистическом обществе.
В новой России администрация президента уже пыталась возродить славную традицию, создав марку «поставщик Кремля». Конечно, россиянам все еще интересно, как и чем живет глава государства, но в XXI веке обилие товаров на полках магазинов приводит к тому, что покупателей мало волнует, какая именно компания поставляет колбасу в Кремль, людям интересней, из чего она состоит и какие у нее вкусовые качества.
Некие аналоги знака качества существуют и за рубежом. Например, Европейский союз позволяет ставить на товарах буквы CE (аббревиатура от французского Conformité Europeénne, европейское соответствие), если они соответствуют всем критериям общего рынка. Ставить такой знак имеют право не только европейские производители, главное — соблюдать все необходимые требования. Естественно, некоторые недобросовестные предприниматели рисуют на своих товарах знак CE без всякой сертификации в Европе. Китайские производители по-простому расшифровывают эти две буквы как China Export, экспортировано из Китая.
Популярность нового знака качества будет напрямую зависеть от уровня доверия россиян правительству. Конечно, все опросы общественного мнения неуклонно показывают, что государству граждане доверяют, но когда дело начинает касаться непосредственно самих граждан, например во время скачков курса рубля, люди совершенно не слушают министров и даже президента, а обращают внимание на свой внутренний голос.
Так что Минпромторгу придется очень сильно постараться для того, чтобы завоевать доверие россиян, которые даже во время запрета «Боржоми» не слушали грозного Геннадия Онищенко, а ввозили ящиками грузинскую минеральную воду из Белоруссии и Украины.
Верным признаком того, что новый знак качества завоевал доверие россиян, станут подделки, которые, в таком случае, несомненно появятся на прилавках. Так что, как говорится, следите за прилавками магазинов.