будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Первый класс-2012
Май 12, 2025
Страна

Качество тусовки

Качество тусовки
IMG_7437
Мария Уварова. Источник: Наташа Четверикова

В ночь на 15 декабря 2011 года на столичном портале госуслуг стартовала электронная запись детей в первый класс. Родители московских школьников должны успеть зарегистрировать электронные заявления до 1 февраля 2012 года. Раньше запись первоклассников начиналась с 1 апреля и сопровождалась огромными очередями к школам и ежегодными конфликтами.

«Полит.ру» продолжает беседовать с родителями на тему образования. Мать четверых детей Мария Уварова рассказала, почему она не ходит на родительские собрания и чем могут быть полезны курсы для дошкольников.

«Полит.ру»: в этом году власти Москвы впервые составили официальный рейтинг школ. В его основу легли два критерия - успехи школьников на олимпиадах и результаты ЕГЭ. Насколько это объективно, какой бы параметр оценки вы еще включили?

С моей точки зрения, этот рейтинг отражает объективную картину. Понятно, что далеко не все дети могут «тянуть» программу, которую предлагают возглавившие его школы, однако очень немногие родители это понимают. На мой взгляд,

проблема в том, что в хороших школах учатся те дети, которым это не очень нужно.

Вообще мне кажется, что родители больше руководствуются рекомендациями знакомых, однако при выборе школы их приоритеты не всегда понятны. Я люблю читать разные форумы, где всякие идиотские мамаши обсуждают идиотские проблемы. Как правило, у них два критерия при выборе школы: или хорошая учительница начальных классов, или два, а то и четыре иностранных языка. Но, по моим ощущениям, в школе самое важное — это качество тусовки, создаваемой учителями. Например, когда училась я, наши учителя могли сделать так, чтобы дети уходили домой в 8 вечера, потому что было чем заняться в школе, это были и спортивные занятия, и подготовки к праздникам. Думаю, в школах самое важное — это внепрограммные сообщества, ведь программе так или иначе научат в любой школе.

Мне кажется, этот рейтинг должен учитывать еще некоторые параметры оценки. Например, в какие вузы дети поступают.

Одно дело, когда после школы все дети идут в какой-нибудь Мытищинский кооперативный институт, и совсем другое — когда они таким же стройным шагом пошли, например, в МГИМО.

Кроме того, школы должны быть ранжированы по мягкости/ жесткости подхода к детям. Например, моему младшему сыну, который учится во втором классе, приходится переписывать за вечер по три страницы на иностранном языке. Им действительно много задают, но я понимаю, что в этой школе такая программа, а не учителя хотят поиздеваться над ребенком.

«Полит.ру»: что для вас было определяющим при выборе школы?

Мои дети учатся в средне-хороших школах: они обе есть в этом рейтинге, но не на первых позициях. Причем они учатся в разных школах, так как они разные по типу и, мне кажется, им разные школы подходят. Так, в одной школе очень мягкий подход к детям - их не ругают, не очень строго спрашивают, - но основной акцент делается на внешкольном развитии. Во второй школе, напротив, строго советские правила — с школьной формой и грудой домашних заданий.

Сказать по правде, мои дети учатся в школах, где такая атмосфера, которой хочется противостоять.

Но я не собираюсь менять школу, мне интересно, чтобы дети сами дошли до того, чего они хотят. У меня дочь учится в 10 классе, и уровень ее подготовки меня скорее пугает. Я несколько раз предлагала поменять школу, но она отказывалась. Ей там комфортно, и для меня это самое важное.

Когда у меня дети собирались в школу, я жила в центре, и обе школы, в которые я хотела попасть, были в шаговой доступности. Сейчас я живу в другом месте, но дети продолжают ходить в те же школы. Мне кажется нормальным, когда ребенок тратит полчаса на дорогу в школу — не обязательно, чтобы она находилась в соседнем дворе.

«Полит.ру»: в первую десятку официального рейтинга вошли хорошо известные родителям и представителям педагогического сообщества учебные заведения. В частности, лидером рейтинга оказался лицей N1535 с углубленным изучением китайского языка. Соответственно, этим школам достанется и большее финансирование. Правильно ли материально поддерживать и без того лидеров, как тогда заявить о себе простым школам?

Лицей N1535 - это очень хороший лицей, и я бы хотела отдать туда ребенка, но там пятидневка. Домашнее задание по китайскому требует столько времени и сил, что дети вынуждены делать его в школе. Это по сути полуинтернат, и меня напугало расставание с семилетним крошкой на столь долгий срок.

Вообще, мне кажется, во всех школах существует специальный фонд, в который сдаются какие-то деньги, но

в лидеры выбиваются не благодаря тому, сколько у тебя компьютерных классов или бассейнов, а тому, какие у тебя учителя.

Можно, конечно, попытаться учителей переманить (должностью или зарплатой), или набирать совсем молодых педагогов, или придумывать какую-то активность для детей и создать уникальный коллектив. Но для этого не нужно много денег — нужна кропотливая работа.

Вообще мне кажется справедливым, что деньги получили лидеры. Думаю, руководство этих школ достаточно умное, чтобы правильно их потратить, то есть не просто раздать учителям, а улучшить свою базу.

 «Полит.ру»: запись в первый класс теперь начинается в начале года, а не с 1 апреля, как было ранее. Хватает ли родителям информации о нововведениях в сфере образования? Как можно улучшить процесс информирования родителей?

Это нововведение, в первую очередь, касается родителей дошкольников. Информацию о нем можно донести, развесив объявления о постановлении в поликлиниках и детских садах. Но вообще любое радикальное нововведение вызывает такой шум в информационном поле, что так или иначе ты узнаешь о нем. Что касается текущих и бытовых изменений, например, введении электронных дневников, то об этом в любом случае сообщат учителя в школе.

 «Полит.ру»: что вы думаете про курсы, которые организуются при школах? Посещение их не является обязательным, но как правило гарантирует поступление ребенка именно в это учебное заведение. Кроме того, зачастую такие курсы платные, и стоят немалых денег. Родители называют их «взяткой, растянутой во времени».

Действительно, после таких курсов по каким-то критериям набираются дети, а остальным родителям говорят: «Ваш ребенок не подходит». Они начинают биться в истерике, ругаться, давать деньги, подключают связи. Например, когда я отдавала своих детей в школу, у нас на курсах учились 90 человек, а поступили только 60. Но, возможно, в словах учителей есть доля правды — многим детям учиться в таких школах сложно. Я отношусь к этим курсам как к юридически грамотной форме взятки. Правда, поскольку я многодетная мать, я за эти курсы платила чисто символическую сумму — где-то 200 рублей в месяц. Кроме того,

учителя имеют возможность заранее подобрать себе детей и отсеять тех, кто, как им кажется, будет тянуть класс назад.

Возможно, это неплохо, ведь, если выгонять ребенка после 1 класса, это будет гораздо большей травмой как для детей, так и для родителей.

«Полит.ру»: сейчас вернули запись в 1 класс по месту жительства, а не в порядке живой очереди. Как при этом можно защитить права детей, родители которых снимают жилье?

Наверное, никак. Если только путем взятки. В детских садах эта проблема достаточно просто решается. Например, регистрируешься на сайте, выбираешь детский сад и тебе приходит сообщение, каким в очереди будет твой ребенок. В случае переезда можно договориться и оформиться потом там, где родителям удобно. Возможно, в школах эта проблема решается точно также.

«Полит.ру»: в марте в Москве будет организована «Неделя первоклассника», когда родители смогут встретиться с педагогами, выбрать, к кому из них записать ребенка, а также определиться, как лучше подготовиться к учебе. Что вы посоветуете выяснить в первую очередь?

Странно, что «Неделя первоклассника» организуется в марте, если запись в школы началась уже с 15 декабря. Это значит, что к 20 декабря во всех школах уже будут лежать все нужные заявления. Таким образом, даже если мне в марте на этой встрече понравится какой-либо учитель, я, скорее всего, к нему уже не попаду. Вообще мне кажется, что по первому впечатлению нельзя будет составить квалифицированного мнения о преподавателе и о школе. Например, вы спросите: «А по какой системе вы учите детей». На что преподаватель ответит: «По системе Давыдова». Ну и что? В интернете вы найдете немало откликов как за, так и против. Мне кажется, родителям будущих первоклассников стоит встретиться с родителями четвероклассников, которые уже заканчивают начальную школу, и послушать их мнение.

«Полит.ру»: в какую школу вы бы никогда не отдали своего ребенка или что является безусловным показателем к смене школы?

Даже не знаю, мне кажется, тут многое зависит от ребенка. Конечно, мне не хотелось бы, чтобы в школе преподавали учителя, которые знают чуть больше начитанного десятиклассника. Но вообще мне кажется, что любая школа и любой преподаватель могут найти свою аудиторию. Также

мне не хотелось бы, чтобы мой ребенок учился бы в школе, где окружающие его дети слишком сильно заточены на культ силы.

Но мне кажется, что сейчас в Москве такой проблемы практически нет. Я уже очень давно не слышала о случаях, когда, например, десять человек одного избили.

«Полит.ру»: приветствуете ли вы планирующийся переход на электронные учебники?

Да, скорее я такой переход приветствую. За отчетное полугодие мои дети каждый потеряли по два комплекта учебников. Но переход на электронные учебники не отменяет необходимости много писать, то есть электронные тетради для домашних заданий я уже не приветствую. Мне кажется, отсутствие навыка письма отрицательно сказывается на уровне развития детей, каллиграфия на самом деле много чего воспитывает.

«Полит.ру»: уже сейчас школы ведут диалог с родителями через Интернет — вводятся электронные журналы, учителя начинают общаться с родителями по электронной почте. Скоро, наверное, и родительские собрания будут проводиться по Skype. Как вы относитесь к этим нововведениям?

Мне очень не нравится формат родительских собраний, когда собираются 20 уставших человек, а перед ними пляшут 10 не менее уставших человек.

Например, приходит учительница по математике и говорит: «Вася и Петя хорошо учатся, а Коля и Саша учатся плохо». Мамы Коли и Саши проваливаются под землю, а маме Васе и Пете совершенно не интересно, кто там учится плохо. Мне кажется, общение родителей и учителей должно проходить лицом к лицу, а не в формате собрания. Например, я могу сказать учителю: «Мой ребенок раздолбай, относитесь к нему построже», - но я не буду этого говорить на родительском собрании. На мой взгляд, родительские собрания — это профанация. В одной из школ я за 10 лет не была ни на одном и прекрасно себя чувствую. Мне кажется, должна быть общая информация, которую можно рассылать родителям по электронной почте, когда, например, нужно на что-то сдать денег или купить что-нибудь.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).