Претензия чеченского президента на спорные районы на границе с Ингушетией весьма показательна. Только Путин обвинил чиновников в национальных проблемах и тут же пошли жалобы из республик-спорщиков. У Кремля, как показывает практика, одна национальная политика — ничего ни в коем случае мне трогать. Получается не очень хорошо.
Рамзан Кадыров вступился за чеченскую землю. По его представлению ингуши фактически захватывают чеченскую территорию и необходимо срочно определить административную границу между республиками. «Должностными лицами Ингушетии предпринимаются шаги, направленные не только на юридическое закрепление на территориях, которые чеченскими властями осознанно оставлялись как межреспубликанские, но и захват новых земель, вклиниваясь вглубь ЧР», - отмечается в сообщении пресс-службы правительства Чечни. Кадыров на это заявил, что в Чечне «по-прежнему ценят дружбу и братские отношения с ингушским народом, но вынуждены в соответствии с законом заняться четким определением линии административной границы между двумя республиками»
У Чечни с Ингушетией два спорных приграничных района: Сунженский и Малгобекский. Еще при Руслане Аушеве и главах «Ичкерии» Джохаре Дудаеве и Аслане Масхадове была достигнута договоренность «не делить районы». Но каждая из республик считает территорию своей и Кадыров четко обозначил позицию «наше не отдадим». Комиссию по определению «справедливой» границы возглавит верный соратник Кадырова и депутат Госдумы Адам Делимханов, что подчеркивает серьезность намерений главы Чечни — таких людей на задание так просто не отправляют.
Официально говорятся вполне разумные вещи. «Мы должны четко осознавать, что определение административных границ между двумя субъектами не вызвано какими-то политическими, этническими или иными конфликтными ситуациями, а связано, прежде всего, с желанием руководства республик четко, раз и навсегда обозначиться с данным вопросом, чтобы была ясность и в историческом плане, и в вопросах формирования бюджета, ведения хозяйства в соответствующих муниципалитетах и так далее», заявил на заседании специально собранной рабочей группы спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов. На деле понятно, что Чечня сама делает заявку на спорные территории.
Территориальный спор Чечни и Ингушетии безо всяких сомнений является «тяжелым наследием советского режима». Искусственные границы между соседними национальными образованиями всегда были свойственны имперской национальной политике. И с выделением в 1992 году Ингушетии в отдельную республику не могли не возникнуть проблемы. Самой острой из них стала де-факто война (официально предпочитают говорить о «конфликте») Ингушетии с Северной Осетией, разразившаяся осенью 1992 года. Потери обеих сторон за пять дней составили несколько сотен человек, включая женщин и детей. И конфликт до сих пор не улажен: ингуши винят осетин,. Осетины — ингушей. Во время страшного теракта в Беслане местные жители всерьез обсуждали, что террористы «приехали из Ингушетии».
С Чечней у Ингушетии отношения были куда как более мирные, но территориальная проблема не решается. Тут проблема в национальной политике федерального центра, а вернее — в почти полном отсутствии такой политики. На недавнем заседании совета по межнациональным отношениям при президенте Владимир Путин возложил ответственность за конфликты на национальной почве на «безответственных чиновников» (это, кстати,, был едва ни единственный осмысленный тезис в выступлении президента). И Москва тут же получает сигнал из Чечни содержания примерно «а вот тут безответственные ингушские чиновники пытаются поссорить братские народы и отобрать исконно чеченские земли».
Запрос на формирование национальной политики нового типа у федерального центра есть, недаром Владимир Путин посвятил национальному вопросу целую программную статью накануне президентских выборов. Вот только программы в ней не было, а был лишь набор трюизмов из серии «не дождетесь».
Вот и решают свои межнациональные (а заодно и территориальные, и имущественные) споры наши регионы по принципу «кто успел». И по принципу «чьи аппаратные позиции в Москве сильнее». Ситуативно сильнее соседей Татарстан? Он пытается «отжать» «несправедливо отнятые» земли. Когда с соседями паритет или риски от жалобы в Москву высоки, то устанавливается неустойчивое равновесие.
В данном случаем Кадыров, видимо, счел удачным момент для атаки позиций ингушских властей. И вполне может добиться локального успеха. Москва уже не раз прощала чеченским властям всякие спорные «шалости». Но решения подобных проблем в общем виде — в виде некоей процедуры, например - пока не нет. И Москва старается без надобности не бередить старые раны национальных республик, замалчивая или отрицая наличие проблем. Ничего не делать, надеясь, что все обойдется — интересная политика, но рано или поздно чреватая настоящим взрывом.