В последнее время в российскихсемьях произошли существенные измененияв том, что касается домашней работы иухода за детьми. То, что раньше традиционносчиталось бесплатной, но фактическиобязательной женской работой, сейчасвсе больше выделяется в новую экономическуюпрактику – наемный труд домработниц инянь. Естественно, что такие измененияприводят к трансформации мужских иженских ролей в семье, изменению статусов,коммерциализации заботы. О трансформацияхприватной сферы российских семей исвязанных с этим экономических иэмоциональных изменениях мы побеседовалис профессором факультета политическихнаук и социологии ЕУСПб ЕленойЗдравомысловой. Интервью взяласлушательница гендерной программы ЕУ СПБ Алиса Жабенко. Текстподготовлен при помощи Фонда ГенрихаБелля.
Что происходит сейчас в приватнойсфере семьи и домохозяйств, в которыхесть няни, домработницы?
Я буду опираться на результатыисследования, которое мы проводили врамках Гендерной программы ЕУСПб иопубликовали в книжке «Новый быт» (Новыйбыт / под ред. Е. Здравомысловой, А.Роткирх,А.Темкиной. СПб: ЕУСПб, 2009)1.Мы опрашивали нянь, домработниц инанимателей домашнего труда в Петербурге.В центре внимания были молодые семьисреднего класса с детьми дошкольноговозраста. Всего было опрошено 67 человек:44 нанимателя и 23 домашние работницы. Заисключением одного случая все информантыв данном исследовании - женщины.Исследование дает основание обозначитьнесколько тенденций. В целом, мы можемговорить о коммерциализации домашнихзабот и, в частности, - ухода за детьми.Эта тенденция – показатель изменениягендерного контракта, обусловленногомножественными структурнымитрансформациями, прежде всего,формированием рыночной экономики,социальной стратификацией и изменениямив социальной политике.
Чтобы понять, в чем заключаетсяизменение гендерного контракта (этопонятие используется в европейскойсоциологии и гендерных исследованияхс 1970-х годов, в России – с 1990-х), надоопределить, в чем заключалась его сутьв позднесоветский период, чем онподдерживался практически иинституционально. Один из основныхаспектов гендерного контракта – вопросо том, какие институты способствуютбалансу оплачиваемой занятости идомашних забот; кто берет на себяответственность за обустройстводомашнего быта, важным составляющимкоторого являются уход за детьми, другимизависимыми членами семьи и уход завещами. В позднесоветском обществе этотбаланс осуществлялся за счет двойнойроли женщины. Контракт «работающейматери» поддерживался за счет семейныхресурсов, в том числе за счет мобилизациимежпоколенческих родственных связей– помощь бабушек и дедушек массовоиспользовалась для воспитания детей иподдержания быта. Социальная политикас системой детских садов, яслями,комнатами продленного дня вобщеобразовательных школах, бесплатнымиили бюджетными кружками вносила свойвклад в гендерный уклад общества. И,конечно, существовал институт нянь,хотя он был относительно неразвитым итеневым
В советском обществе усиление спросаи предложения на услуги нянь было связанос волнами урбанизации и миграциями,соответственно эти процессыинтенсифицировались в 1970-е годы. Личныедокументы и другие материалы исследованийповседневности показывают, чтоиспользование труда нянь являлосьустойчивой характеристикой семейногоуклада среднего и высшего социальныхслоев. Хотя систематических данных обэтом институте не существует, сохраниласькультурная память о нянях и домработницах(приходящих и проживающих в советскихсемьях).
Итак, в современном российскомобществе наблюдается масштабнаякоммерциализация домашней заботы,частичный выход ее из теневой сферы,активное обсуждение этого феномена вСМИ, Интернете. Этот труд, как и самафигура няни, становятся символическиозначенными: про нянь снимаютсяхудожественные фильмы, распространяетсяразличный фольклор. Возникают устойчивыйспрос на оплачиваемый домашний труд иответное предложение, хотя такие услугидоступны не всем гражданам. Наемныйтруд в сфере быта - это вопрос стратификации,воспроизводимого экономического иликлассового неравенства.
Спрос на оплачиваемый домашнийтруд формируется и как практическаянеобходимость, и как статусный признак.Рост потребности объясняется возросшейсложностью совмещения оплачиваемойзанятости (в первую очередь женщины) сдомашними заботами. С другой стороны,в семьях с буржуазным укладом, где мужобеспечивает семью, а жена выполняетфункции домохозяйки, использованиеплатных услуг домработниц и нянь сталочастью образа жизни и фактором престижа.
Спрос на такую работу связанс гендерным устройством российскогообщества. До сих пор организация домашнегобыта остается сферой преимущественноженской компетенции, а проблема балансадомашних забот и занятости являетсяженской проблемой. Мужчины по-прежнемувовлечены в домашние заботы ограниченно– тенденции гендерного равенства всемье наталкиваются на культурные иструктурные барьеры. Даже в тех семьях,которые придерживаются представленийо гендерном равенстве, они далеки отреализации. При этом остаются широкораспространенными утверждения оприродных непреодолимых различияхмужчин и женщин, мальчиков и девочек,которыми изобилуют СМИ. Довольно частогендерный подход, например, в педагогикепонимается не как стремление к гендерномуравенству и преодолению сексизма, а какпрямо противоположное – как установкана формирование нормативной мужественностии женственности и жестких границ междуними. Эти нормативные мифологии, которыесмакуются современными российскимимедиа, являются серьезным культурнымбарьером, препятствующим равномупартнерскому участию мужчин и женщинв организации домашнего быта, в томчисле и в воспитании детей. Таким образомв российском обществе сохраняетсягендерный традиционализм.
В постсоветский период конкретнойженщине стало гораздо труднее осуществлятьбаланс ролей «работающей матери» Этотэффект связан с растущими требованиямив сфере оплачиваемой занятости - офисныйпланктон изнемогает, порог профессиональноговыгорания становится ниже. Отчетливовиден также рост амбиций в отношениивоспитания детей – еще одно структурноеобстоятельство, формирующее спрос наоплачиваемый домашний труд. Кроме того,претерпевает изменение институт«бабушек», далеко не всегда удаетсямолодым (и не слишком молодым) родителямзадействовать межпоколенческиеродственные связи, формируется своегорода «дефицит бабушек и дедушек».Занятость «молодых пенсионеров» исостояние здоровья немолодых ограничиваетдоступ к данному ресурсу. Не толькопрактическая, но и эмоциональнаянуклеаризация семей приводит ктрансформации и конфликтогенностиролевых ожиданий. Еще одно обстоятельство,способствующее росту спроса, - дефицитпубличной заботы – т.е. внешкольныхучреждений, удовлетворяющих требованияммолодых семей. Последнее обстоятельствосвязано с тем, что в настоящее времяроссийское государство не справляетсяс провозглашенными функциями социальногогосударства и поддержки родительства,несмотря на демографические программы,запущенными в 2006 году. Эти функции вбольшей (чем в советское время) степениделегируется семьям, при этом социальнойполитикой практически не учитываетсяразнообразие их форм и приоритетыпотребностей. Во многих российскихсемьях по правилам экономии семейныхресурсов воспроизводится устойчивыйгендерный традиционализм, даже еслисемьи ориентированы на равенство. Иначеговоря, домашние заботы остаютсяпреимущественно в ведении женщины. Втаком случае, как только женщина (семья)может себе позволить расходы, онаначинает нанимать домашних работниковразной квалификации.
При этом оплачиваемая няня,домработница - это по-прежнему женскаяроль, как показывает анализ гендерномаркированного рынка занятости. «Усатыеняни» – это медийные репрезентации,пока достаточно далекие от социальнойреальности нашего общества. Такимобразом, эмансипация и снижение нагрузкина женщин среднего и высшего классовпроисходит за счет мобилизации ииспользования труда женщин, которыенаходятся и по экономическому положению,и по шкале профессионального престижана более низкой ступени социальнойиерархии.
Однако по другим параметрамсоциальная дистанция между нянями инанимательницами не обязательнозначительна. В этом наше обществозначительно отличается от ситуации взападноевропейских семьях, использующийдомашний труд. Возможность социальнойблизости нянь и нанимательниц связанас неустойчивостью классовых границ, сотносительной новизной этой новоймассовой профессии и с особенностямисоциальной мобильности женщин вроссийском обществе. Эта ситуацияхарактерна именно для наших 1990-х годов.Биографические исследования показывают,что, в 1990-е годы женщины, принадлежащиек одному слою, социальной среде по-разномусправлялись с рыночными изменениями.Так, например, молодая мать могла нанятьсвою подругу в качестве няни для ребенкаили даже маму своей подруги, старшегонаучного сотрудника, заслуженнуюучительницу или инженера по профессии,которые в этот момент теряли заработки,были сокращены или превратились вскрытых безработных. Эти каналы наймаобеспечивали доверительное отношениек няне, потому что культурная и социальнаядистанция агентов была небольшой итолько различия в доходах разделяли ихсущественным образом. В няни шлиучительницы, научные сотрудники,ассистенты кафедр, пенсионерки с высшимобразованием, инженеры с высокойквалификацией, потерявшие работу впервый цикл безработицы.
А у вас были такие случаи?
Да, у нас в выборке есть такие случаи -и не один. Как раз на эту особенностьобратили внимание наши западные коллеги,с которыми мы обсуждали эту проблематикуна международных конференциях. Быловыявлено две особенности российскихнянь по сравнению с другими странами.Во-первых, подвижность социальнойдистанции. Западным коллегам было трудносебе представить, например, как можнонанять няню, которая по образованию, покультурному уровню и по образу жизнинаходится в одной социальной группе снанимательницей. Такая статуснаянеконсистентность, как мы говорим всоциологии, характерна для этой позициив 1990-е годы, а в ряде случаев сохраняетсяи сейчас.
Во-вторых, исследователи обратиливнимание, что в России именно в 1990-е -2000-ные годы нянями становятся женщиныпенсионного или предпенсионноговозраста, которые не могут обеспечитьсебе достойный по их представлениямуровень жизни на свои пенсионныесредства. Для них такая занятостьявляется дополнительным заработком -либо потому что они вытеснены с рынкатруда раньше своего пенсионного возраста,либо потому что в ходе экономическойтрансформации им не удалось занятьсяничем другим, что приносит доход, либопотому что пенсия мала. Кроме того, ониориентированы на автономию от детей ине хотят находиться на их иждивении ичувствовать себя психологическизависимыми. В нашем обществе в сфереоплачиваемого домашнего труда, особеннов сегменте ухода за детьми, пожилыеженщины конкурируют с молодыми и смигрантами, что связано с феноменомфеминизации и старением российскойбедности. В современных западныхобществах нельзя себе представить,чтобы мама и бабушка из семей среднегокласса работали нянями, если речь неидет о трудовых стратегиях мигрантов,конечно.
Может это быть связано с тем,что россияне привыкли к расширеннойсемье? Наниматели привыкли к тому, чтовоспитание проводится бабушками идедушками.
Ну, я думаю, прежде всего к этому приводитэкономическая ситуация. Но, конечно, икультурная подоплека спроса тожеоказывается значимой. В нашем обществесохраняется этот культурный паттерн –женщина старшего возраста считаетсякомпетентной в воспитании детей иподдержании домашнего хозяйства. Этамодель, предположим, крестьянскойкормилицы, символически значимой фигурыАрины Родионовны или просто старшейродственницы - бабушки.
А как складываются отношениячленов семьи с няней?
Прежде всего, надо сказать, что этиотношения организуются женщиной.
Матерью ребенка?
Матерью ребенка. Она является представителемсемьи в этих отношениях, хотя муж можетпринимать участие в каких-то начальныхпереговорах и брать на себя главнуюфинансовую ответственность за оплатутруда няни, но непосредственнымуправляющим, «менеджером быта» являетсяженщина. Кроме того, эти отношения неявляются раз и навсегда заданными, ониразвиваются и изменяются. И можно дажеописать фазы этих отношений. По даннымнашего исследования, во-первых, довольнодлительное время происходит процесспоиска няни, потому что требования,предъявляемые нанимателями,индивидуализированы, зависят от многихобстоятельств и являются показателямиклассового места семьи в социальномпространстве. Ключевые критерии отбора– доверие к няне и симпатия (любовь) кней ребенка.
Особая значимость межличностногодоверия связана с тем, что няня пересекаетграницу приватного пространства и«осуществляют интервенцию» в интимнуюжизнь семьи. Иногда отношения складываютсятак, что няня становится квазичленомсемьи, в других случаях сохраняетсяотчуждение. В обоих случаях частныйдом, закрытый и построенный, как крепость,и его приватный мир оказывается ейдоступным.
Няня не только видит частнуюжизнь семьи, она участвует в ней ичастично распоряжается ею. И делает этодостаточно автономно. Тотальный контрольнад действиями няни семья обеспечитьне может. Такой домашней работницедоступны вещная среда семейного бытаи его эмоциональная жизнь, а главное -центр домашнего мира – маленькийребенок. В связи с этим, найти няню,которой доверяют, – большая проблемадля семьи. Именно поэтому матери и другиечлены семьи охотнее обращаются кнеформальным сетям для рекрутированиянянь. Это особенно было типично для1990-х.
Начальная фаза распространенияэтого вида занятости в нашем обществе– сети знакомств, потому что они построенына межличностном и делегируемом –транзитивном доверии. В его основе -сети знакомства, знакомства череззнакомства, соседство, землячество.
Однако в социальных сетяхможет не оказаться нужного улова,поскольку сети трансформировались,социальные дистанции возросли. Крометого, накопленный в обществе социальныйопыт отношений наемных работников инанимателей обнаружил слабые сторонынайма няни, рекрутированной из сетейзнакомства. Такая близость можетзатруднять выполнение формальных инеформальных обязательств контрактаи его расторжение. На смену няни из кругазнакомых приходит «няня со стороны».Эти процессы аналогичны процессам,происходящим в малом бизнесе, когда насмену семейному принципу отбораработников приходит более безличныйспособ рекрутирования.
Именно поэтому в тенденции, я думаю,будут получать большее распространениепоиск нянь не через социальные сети, ачерез агентства и Интернет-ресурсы.Молодые мамы обладают достаточнойквалификацией для такого поиска, многиеиз них являются продвинутыми компьютернымипользователями.
Приняв принципиальное решение о найме,наниматели устраивают кастинги,разнообразные смотрины или интервью,независимо от того, по каким каналамони ищут няню. В нашем массиве данныхвстречается много рассказов о том, какнанимательницы проводили по 5-7 интервьюс потенциальными нянями. Они отвергаютпотенциальных домашних работниц последующим основаниям: одна претенденткаугрюмая, другая – мрачная, третья -нечистоплотная, четвертая – оченьагрессивная, авторитарная; еще одна -вербально далекая. Вспоминается «Сказкао глупом мышонке» Маршака, однакоразборчивым оказывается не детеныш, амамаши и папаши.
Наши данные показывали (хотяя надеюсь, что они устаревают), оченьвысокую степень недоверия к агентствамоплачиваемого домашнего труда. Агентствадовольно функциональны для наймадомработниц. Родители же обращаются ких посредничеству при нехватке сетевогоресурса с неохотой. Причин недоверия кагентствам две: во-первых, неспособностьрыночных структур – безличных, по сути– гарантировать безопасность семьи икачество ухода. Одна информантка прямосказала: «Я никакому агентству не доверю,я должна быть уверена, что это человек,которому я могу доверить своего ребенка…».Во-вторых, это финансовый вопрос:агентства берут деньги за посредническиеуслуги, и напрямую работодателю с нянейдоговориться выгоднее для обеих сторон.Довольно часто наблюдается следующаядинамика: родители пользуются агентствомдля разового поиска, и если человеккажется им подходящим и вызывающимдоверие, отношения впоследствии переходятна неформальный уровень, чтобы неотстегивать агентству лишнего.
Итак, поиск нянь являетсячрезвычайно затратным по времени. Апоскольку у нас общество сетевое,эффективными в решении повседневныхпроблем оказываются дружеские,приятельские и коллегиальные отношения,где существует женский мир, связанныйс гендерными границами, – развиваетсянеформальный гендерно маркированныйрынок ухода за детьми. Из неформальных«мамашиных клубов» и кругов общения,включающих родителей и коллег,рекрутируются няни. Их иногда передаютдруг другу как ценный ресурс и ценноезнание. «Поделись со мной своей няней,она у тебя такая хорошая»… Основаниемстановится доверие к практическомуопыту других матерей, даже если они неявляются близкими знакомыми, посколькурутинно предполагается, что опыт заботыо ребенке переживается матерями сходнымобразом.
Выбрав няню, родителипервоначально стараются осуществлятьжесткий мониторинг, пытаются контролироватьвзаимодействия няни и ребенка, наблюдают:радуется малыш или нет, боится – небоится, тянется к няне – стараетсяотстраниться от нее (даже на телесномуровне). Некоторые родители вообщеотказываются от услуг няни, пока ребенкуне исполнится три-четыре года, т.е. дотого возраста, когда он может вербальновыражать свое мнение.
А контроль каким-то ещеобразом осуществляется, кроме наблюденияза ребенком?
Как он спит, как он ест, радуется – нерадуется – это вопросы наблюдения.Недоверчивые родители зачастую используютразличные технологические средства.Технологизация скрытого микроконтроляобеспечивается видеоаппаратурой илидиктофоном, о которых няне не известно.Осуществляется также телефонный контрольисполнения обязанностей: мамы могутрегулярно звонить и проверять. Внезапныеприходы родителей домой - тоже метод.Весь этот мелочный контроль может бытьоскорбителен для наемного работника,который ощущает его как проявлениенедоверия и как явно избыточный, трактуетего как свидетельство эксплуатации,угнетения, несправедливого к себеотношения.
Если отношения между няней иработодателями развиваются нормально,первоначально детализированный ижесткий контроль ослабляется. Преждевсего, он перестает быть технологизированным.В общем, просмотрели видеозаписи - иубрали камеру, потому что приходящаяняня постепенно становится как бы членом(или квазичленом) семьи. При этомсохраняется рутинный телефонный контрольи мониторинг отношения ребенка. Такимобразом, отношения между няней и семьейразвиваются, если действительно мамеудается найти хорошую няню.
У родителей существуют нетолько два базовых требования – довериеи отношение ребенка, они также формируютмножество разнообразных индивидуализированныхзапросов, связанных с их представлениямио правильном воспитании, соответствующемвозрасту, жизненным циклом семьи,принятым стилем потребления.
А какие основные требованияваши респонденты предъявляли?
Если мы говорим о раннемдетстве, до 2-х, до 3-х лет, то тут оченьважную роль играют вопросы гигиены.Если няни нанимаются не через сети, ачерез агентства или Интернет, мамыдовольно часто требуют предъявлениепаспорта и медицинских справок. В такихмедицинских сертификатах должно бытьподтверждено состояние их здоровья.При найме родители уделяют вниманиеобщей поведенческой культуре няни: недолжно быть никаких грубостей, никакихрезких движений, криков. Требуют от нее«обаяния» и «теплоты». Эти психологическиетребования очень часто не проговариваются,потому что они считаются само собойразумеющейся частью традиционнойженской социализации. Такие чертыприписываются «взрослым» компетентнымженщинам, которые прошли через опытматеринства или сходных практик заботы.Эти психологические характеристикиожидают встретить у женщин, воспитанныхв патриархальных укладах. Именно поэтомунанимательницы хорошо относятся крусскоговорящим няням-мигранткам изкультурно близких стран (пространстваСНГ). Владение русским языком и культураречи тоже становятся важным ресурсомнянь, приглашаемых для ухода и воспитаниядетей. Так, по нашим данным, армянскаяняня, калмыцкая няня соответствуюткультурным представлениям правильнойтрадиционной женственности, от этихженщин ожидается, что они владеютнавыками «правильного» ухода за ребенком,потому что они воспитывались в расширеннойсемье, а их российские молодые конкуренткивоспринимаются как слишком эмансипированные.Однако для нянь-мигранток остаетсяважным требование чистоты русскогоязыка, если речь идет о детях старшегода.
А какие типы нянь есть?
Прежде всего, различаются няня приходящаяи няня, живущая в семье. Если няня живетв семье, предполагается, что такой укладдопускает само устройство домашнегопространства. Скорее всего, этодействительно зажиточное домашнеехозяйство, отдельный дом или большаяквартира. Няня, проживающая в семье,становится членом домохозяйства, чтоотличает ее от приходящей няни. В данномслучае сохраняется статусное напряжение:с одной стороны, она член семьи, а сдругой – она наемный работник. Такаяняня может ночевать в одной комнате смаленьким ребенком, даже во сне неотключаясь от своей обязанности, ародители спокойно и автономно ночуютв супружеской спальне и могут себепозволить внедомашний досуг. Положениетакой няни уязвимо. Степень личнойавтономии ограничена. Грань междурабочим временем и досугом размывается.Кроме обязанностей, связанных с наемнымтрудом по уходу за ребенком, она выполняетчасть домашних обязанностей как члендомохозяйства. Где граница между этимифункциями? Кто ее определяет и на какихусловиях?
Сложность отделения работы от рутинныхдомашних забот ощущается этой няней насобственном опыте. Существуют такиевиды домашних занятий, которые едва лиможно назвать трудом, потому что ониявляются частью семейной жизни. Еслимы пользуемся такими категориями как«труд» или «работа», для обозначениякаких-то видов действий, то это, несомненно,имеет политико-экономическую подоплеку.Труд затратен, энергоемок, исчисляем,отчуждаем и потому подлежит оплате.Действия, связанные с призванием,предназначением, домашней внутрисемейнойзаботой, не всегда уместно описывать вэтих категориях.
Когда няня становится квазичленомсемьи, постепенно ее работа переопределяетсякак само собой разумеющийся вклад вдомашнюю жизнь. Ребенок спокойно играет– почему бы няне не помыть посуду илине погладить белье? Ведь так поступаетлюбая женщина, занимающаяся домашнимхозяйством как член семьи. Няня спит водной комнате с ребенком - своимприсутствием присматривает за ним. Чтоэто? Работа или просто отдых?
Фронт обязанностей няни, проживающейв семье, не определен точно. Списокобязанностей за те же деньги расширяется,работа переопределяется как домашняязабота, характерная для семейногоуклада, которая не формализована,добровольна, гибка и бесплатна.
Часто няни, проживающие всемье, не имеют собственного жилья,нуждаются в прописке или их жилищныеусловия не удовлетворительны. Возможно,сложное семейное положение или безработицавыталкивают их из собственного дома,из своего города или страны. Тем неменее, обретая жилье при совместномпроживании с семьей, они платят за этоособым статусом. К традиционной нянемогут относиться как к бедной родственницеили компаньонке. Она неприхотлива вбыту, тиха, может быть незаметной, нообладает большим набором домашнихумений.
Другой тип - это приходящая няня, работакоторой осуществляется в принципиальнодругом семейном укладе. Для нее занятостьможет быть вторичной или временнойподработкой. У нее больше степенейсвободы в отношении с нанимателями.Часы и фронт работы ограничены. Тем неменее, и в данном случае отношения наймаразвиваются в сторону неформализации,неизбежной при купле-продаже такогоспецифического товара, как забота,которую трудно стандартизировать,измерить и точно оценить.
Другая классификация,пересекающаяся с предыдущей, построенана критерии степени формализациизанятости. В этой классификации мыопираемся на представления нашихинформантов, которые проводят вербальноеи семантическое различение собственнонянь и бебиситтеров. Собственно няни –традиционная семейная роль, котораяхорошо известна в российской культуре,представлена в разных репрезентациях– в литературе и живописи («дядька» и«няня», воспитывающие «барчуков»). Онапредполагает взаимную почти родственнуюпривязанность ребенка и няни. Бебиситтеры,напротив, - это современный, относительнокультурно-нейтральный, на наш взгляд,вполне западный феномен. Бебиситтерыне становятся (квази)членами семьи. Этинаемные работницы выполняют конкретныезадания, оказывают дискретныефрагментированные услуги, так сказать,от и до. Например, бебиситтер нанимается,когда родители идут в театр, в клуб, длясидения с ребенком или прогулки в течениедвух-трех часов и для оказания прочихдискретных услуг. Когда дети становятсястарше, возникают другие потребности,выходящие за пределы простого ухода:их надо отвести-привести из кружка вкружок, из детского сада на танцы,покормить и проч. Беббиситтер – этосугубо современный городской феномен.Такие фрагментированные, конкретнообозначенные действия не предполагаютглубокого погружения в семейную жизнь,зачастую они даже не предполагаютпересечения физических границ дома.Эмоциональные связи между ребенком ибебиситтером также относительно слабы.Бебиситтеры взаимозаменяемы, настоящейняне найти замену очень трудно.
А к ним какие-нибудь требованияпредъявляются особенные? Они оченьотличаются от нянь, которые постоянноживут в семье?
К ним предъявляется меньше требований,чем к тем, кто общается с этой семьейинтенсивно и на долгосрочной основе,но все равно, сохраняются базовыетребования личного доверия, симпатиисо стороны детей, «порядочности» и«культурности».
Вернемся к неформальномухарактеру отношений найма. Как мы ужеупоминали, при делегировании рядафункций по уходу за детьми оплачиваемомуработнику важную роль имеет определеннаякультурная близость между няней и мамой.Эти женщины должны иметь сходноепредставление об уходе за ребенком,иначе возникнет коммуникативный сбой.Показательно, что возникают конфликтымежду няней и мамой по поводу использованияпамперсов, возможностей наказанияребенка, его режима дня. Почему, например,памперс нужно менять через три часа?Няни, имеющие иные представления обуходе, стремятся экономить дорогиепамперсы. У няни, как у всякого человека,есть свои представления о режиме дняребенка, о гигиене и пр. Такие представлениямогут быть культурно специфическими.Для нанимателей очень важно, чтобы этипредставления более или менее совпадали,поэтому родители ориентированы накультурно близкую няню (в случаеиспользования труда мигрантов этотребование также сохраняется).
Когда речь идет об оплачиваемойзаботе о детях более старшего возраста,становятся важными вербальные навыкиняни, требуется, чтобы няня была болееили менее образованная, чтобы онавыполняла педагогические функции.
Мне вот интересно, как в такойситуации, когда женщина нанимает своюподругу, как у них выстраиваются отношенияв дальнейшем, поскольку их отношенияобусловлены наймом и денежными отношениямидруг с другом. Вы говорили, что у васмного было таких примеров?
Есть несколько примеров в выборке. Вэтих отношениях гарантированомежличностное доверие, но они принципиальноконфликтогенны, поскольку в них отчетливопроявляется социальное неравенство,связанное с феноменом ортогональнойвнутрипоколенческой социальноймобильности. Поясню. Женщины, которыераньше принадлежали к одному социальномуклассу, одной культурной среде, вдругоказываются в экономическом смысле наразных ступеньках социальной лестницы.В этом выражается феномен статуснойнеконсистентности позиции няни, котораямногие годы до структурных переменработала, предположим, преподавателем,библиотекарем или научным сотрудником.И вот ее сократили, возраст у неепредпенсионный, развалился ее ВПК, иона пошла в няни, так сказать, за неимениемлучших перспектив. Модальностьвзаимодействия между няней и мамойзависит от культуры управления социальнойдистанцией в межличностных отношениях.Можно себе представить ситуацию, когдасвоими действиями люди усиливаютсоциальную дистанцию, подчеркиваяэкономическое неравенство, придаваяему больший смысл, чем оно на самом делеможет иметь. Но иногда, напротив,складываются дружеские отношения,основанные на принципе равенства ипонимания того, что и более зажиточнаяженщина могла бы оказаться в положенииняни при другом стечении обстоятельств.В этом случае различия не подчеркиваютсясимволическими формами, дистанциясокращается общими культурными практикамии переговорами. Умение управлятьдистанцией - это то, о чем постоянноговорили наши информантки, обсуждаясоциальные последствия массовогораспространения наемного домашнеготруда. Особенно активно обсуждали этутему нанимательницы, подчеркивая, чтов нашем обществе утрачена культуравзаимодействия с домашним обслуживающимперсоналом. Балансировать между близостьюи дистанцированностью, между деловымаспектом отношений и эмоциональнойвзаимозависимостью, которая связана суходом за ребенком, очень сложно.
В случае оплачиваемого домашнеготруда невозможно переводить все аспектывзаимодействий в отношения найма, потомучто речь идет о покупке заботы. Это непросто работа, это деятельность, котораяпредполагает персонализацию инеформализацию отношений. А с другойстороны, как и всякий другой труд,домашняя работа все болеепрофессионализируется, оказываетсяобъектом стандартизации и нормирования.
Вы вот уже коснулисьнормирования рабочего дня. Интересно,существуют ли законодательное нормированиеработы няни? Есть ли такие правовыепрактики?
В России есть общее законодательство,которое распространяется на всехработников наемного труда: восьмичасовойрабочий день с перерывом, но рассматриваемыйнами случай часто относится к неформальнойзанятости. Занятость, связанная с уходомза ребенком, – это часть заботы, которуюочень трудно посчитать и оценить. Уаффективного труда, связанного с заботойи эмоциональными затратами, природатакова, что он не вполне поддаетсякалькуляции. Например, ребенок спит, аты ничего не делаешь? Или ты можешьзаснуть? Ты отдыхаешь в это время, еслиты няня? Даже если ты свободна - ты должнабыть начеку, нести ответственность,быстро реагировать в случае необходимости.Т.е. этот труд плохо поддается регламентации.Тем не менее, между няней и мамойзаключается договор об условиях найма.
Они подписывают такой договор?
Чаще всего это устный договор, ничегоне подписывается, и, как правило,определяются общие рамки условий работы,которые на практике подвергаютсяизменениям. К ключевым относительноустойчивым параметрам договора относятсячасы работы, размер и форма оплаты труда.Конкретный набор действий в отношенииребенка также оговаривается – режимдня, гигиена, питание, сон, прогулки,игры. Однако содержание и режим уходамогут изменяться под влиянием разныхобстоятельств.
За пределами основныхдоговоренностей остаются постоянныенепредвиденные обстоятельства. Случается,например, что наниматели задерживаютоплату труда няне без злого умысла. Имтоже задержали выплаты, а сбережений уних нет. Бывает, что работающие мамывынуждены задержаться на своей работе,и таким образом няня работает сверхурочно.Бывает, что необходимо изменить графикработы няни. В иных случаях, сами няниберут отгулы. Гибкость договора – этопреимущество неформальных трудовыхотношений. Такой формат устраивает обестороны, потому что отношения наймалегко разорвать и переструктурировать,обеим сторонам может быть удобно, когдаусловия оплаты, например, изменяются сучетом инфляции, что происходит далеконе всегда. Условия и оплата труда могутвыглядеть справедливыми, а могут ими ине быть с точки зрения одной из сторон.И тогда возникает вопрос об эксплуатации.
Мне кажется, даже о честности человекавозникает вопрос.
При обсуждении наемного домашнего трудавсе время идет разговор о нравственныхкатегориях. Сфера домашнего оплачиваемоготруда – это проблематика моральнойэкономики, т.е. экономических отношений,которые ориентированы на нравственныеоценки. Значимость этических аспектоввзаимодействия нанимателя и работникадомашнего труда возрастает, посколькумногие аспекты взаимодействий неформализованы и не формализуемы,культурно заданы, и в этом отдают себеотчет обе стороны таких трудовыхотношений.
Таким образом, мы видим, чтонеформальный трудовой контракт имеетмного преимуществ для обеих сторон. И,тем не менее, структурно он являетсяэксплуатацией домашних работников.Неформальный характер занятостипредполагает, что работодатель не платитналоги, не идут отчисления в пенсионныйфонд, нет гарантий занятости, нет отпуска,оплаты больничного и пр. Поэтому домашниеработники представляют уязвимый сегментнаемного труда. Кроме того, оплата труданяни обычно бывает не очень высока всилу сложившейся в обществе традиции,во-первых, низко оплачивать труд,включающий заботу (сиделок, воспитателей,пр.), и, во-вторых, низко оплачивать трудв неформальном секторе экономики.
Многие наниматели стараются компенсироватьуязвимость и невысокий престиж этойвысоко ценимой ими работы практическимии символическими мерами.
Няни получают частичный доступк ресурсам, которыми располагает семья,для решения своих проблем. В нашеммассиве описывается случай, когда нянялегко оформила инвалидность: ей помоглаработодательница-нотариус. Это была нефиктивная инвалидность, однако быланужна помощь нанимательницы, котораяфактически выполнила неформальноесоциальное сопровождение, посколькубюрократическая процедура полученияэтого статуса очень сложна, но познакомству ей устроили все очень быстро.Другой случай: няня внезапно заболевает- и работодатели оплачивают ее лечениев платной клинике. Наниматели частичнокомпенсируют ущербность неформальногодоговора. Довольно часто няню-мигранткупрописывают в квартире работодателей(даже если она не живет в семье). Такимобразом, повышается ее гражданскийстатус, столь важный в нашем обществе.Есть случаи, когда прописывают ееродственников (как правило, временно).
Кроме практических компенсаций,наниматели, дорожащие хорошей няней,прибегают к символическим формамвыражения своего отношения. Иногда ониприглашают ее к участию в семейныхтрапезах или торжествах, демонстрируясоциальную близость. Иногда в семьеорганизуют празднование дня рождениялюбимой няни, с ней делятся избыточнойодеждой и предметами домашнего обихода(старый пылесос при покупке нового можетперейти к няне и пр.), ее поздравляют совсеми календарными и личными датами.Матери используют каждый повод, чтобыподтвердить свое отношение подарками.
Таким образом, работодатели,как правило, стремятся персонализироватьотношения и укрепить их символически.Такие символические действия воспринимаютсянянями как компенсация низкой оплаты,проявление уважения, ориентация насокращение социальной дистанции. Няничрезвычайно ценят эти знаки вниманияи воспринимают их как должное.
А бывали ли в вашей выборкеконфликтные ситуации? Когда няняразрывалась между своей семьей и семьейнанимателя?
Да, был такой характерныйслучай, мне о нем рассказывала мамапятилетней девочки. В этой семье былаприходящая няня, которую любили вседомочадцы, ребенок называл ее бабушкой.Ей было около 60 лет – пенсионерка собразованием медицинской сестры. У неебыли свои дети, но уже взрослые. Онаработала в этой семье научных сотрудниковв течение двух лет. Родители на нее ненарадовались. Девочка не чаяла в нейдуши. И няня покинула эту семью безовсякого предупреждения. Сказала накануне:«Завтра не приду, у меня сын заболел»,- а родители оба работают, и бабушки-дедушкитоже работают, а девочка еще дошкольницаи не посещает детский сад. В этом случаеоказалось, что няня бросила семью.Ребенок пережил эмоциональноеразочарование. Родители тоже. В результатеони пришли к выводу о неэффективностии рискованности подобных близкихотношений с домашними работниками. Вэтом сюжете важны следующие аспекты.Во-первых, можно говорить об особенностяхаффективного труда, предполагающегоэмоциональную вовлеченность и особенностидиалектики контроля. Т.е. родители иребенок оказываются практически иэмоционально зависимыми от няни,сохраняющей отчуждение. С другой стороны,в данном случае неформальный характернайма позволил няне предпочесть своидомашние обязанности оплачиваемомутруду.
Другого рода конфликты, которыеописываются нашими респондентами-нанимателями,связаны с недобросовестностью нянь,очень часто рассказывают страшилки отом, как няни плохо обращаются с детьми.Массовость страшилок – это механизм,подчеркивающий значимость доверия принайме домашнего работника.
Например, какие случаи?
Ну, например, приходит неожиданно мамаи видит, что бебиситтер курит, и телевизорвключен на большую громкость, а ребенокгде-то ползает - и все довольны. Но мамаот этого не в восторге - она предполагала,что никакого телевизора и, по крайнеймере, курения, - не будет, а будутразвивающие игры или гуляние на свежемвоздухе. И это очень щадящая история.
Конфликтогенным является само социальноенеравенство, которое проявляется вповседневных контактах в домашнем мире.Информанты подчеркивают отсутствиеустоявшейся культуры взаимодействияс домашним наемным работником в нашемобществе. Умение управлять социальнойдистанцией, балансировать между близостьюи эмоциональной привязанностью иделовыми отношениями с няней, регулироватьнеформализованные отношения – эти идругие процессы зависят от общей культурыобеих сторон контракта. А эта культура,мягко говоря, оставляет желать… И нетдостойных образцов для подражания.
Если уж мы заговорили оконфликтах, нужно рассказать и о том,как их видят няни. В целом няни нечувствуют себя домашними крепостнымирабами или прислугой. Они не расцениваютсвою работу как эксплуатацию, учитываяв оценке своего положения символическиедивиденды и практические компенсациитрудового договора. Однако в несколькихслучаях они прямо называют отношениянайма эксплуатацией. Один из них –немотивированное и не объясняемоеизменение условий договора - задержкавыплат, необъявленное удлинение рабочегодня няни, когда мама без согласованиявозвращается домой позже, чем обещала.Еще один контекст - увеличение обязанностейняни без соответствующего увеличенияоплаты. Такие предложения рассматриваютсянянями как неуместные, как попыткиэксплуатации, и снижают уважение няник работодателям. Приметой эксплуатациисчитается также мелочный контроль состороны взрослых членов семьи.
Но данные нарушения контакта могут бытьпреодолены. Бывает, что няня входит вположение работающей мамы, котораяразрывается между домом и работой инаходится под грузом требованийроссийской рыночной экономики.
Совершенно неприемлемыми длянянь являются два обстоятельства:грубость работодателей, неуважительноеотношение - «как к крепостным», «какбаре к прислуге», - демонстрациясоциальной дистанции. В таких случаяхняни однозначно говорят об эксплуатациии стремятся разорвать отношения. Такимобразом, мы видим, что они противятся,как могут, тем практикам проявлениянеравенства, которые считают унижающими.
Второе обстоятельство, котороевыталкивает нянь из дома работодателей,– конфликты между родителями, которыеони наблюдают в доме, сцены семейногонеблагополучия. В таких домах такженяни долго не задерживаются.
В завершение, если говоритьо вашем исследовании, какие интересныевыводы вы получили на этом этапе?
Попробую. Хотя лучше об этом прочитать.Во-первых, в современном российскомобществе происходит коммерциализациязаботы. Это массовый процесс, которыйимеет социальные последствия. Уход задетьми, который в традиционном обществесчитается частью естественной женскойроли и потому недооценивается, всовременном обществе считается работой,получающей оценку и признание, хотя иостается гендерно маркированным.
Процесс коммерциализациидомашних забот коренным образомотличается от социалистического проектакоммунализации быта второй половины1920-х годов, который декларировал борьбус домашними нагрузками посредствомразвития социальных учреждений. В нашемобществе рынок берет на себя значимую(по крайней мере, для средних и высшихслоев) часть решения этой проблемы -даже в сочетании с услугами государственногосервиса. Это ведет за собой определенныепоследствия в отношении гендерногопорядка и эмансипации женщин. Если хотябы часть домашних забот конвертируетсяв оплачиваемый труд, то меняется впотенциале и оценка гендерных ролей.Другая сторона этой же медали -профессионализация заботы. В результатеэтой тенденции может сформироватьсяосознанное требование к работникамопределенных сфер и видов занятости восуществлении заботы. Так, например, отмедицинских сестер ожидается не простоумение делать уколы, но умение бытьмилосердными, проявлять участие кпациентам.
Также мы наблюдаем воспроизводствогендерных ролей. Диверсификация домашнегоухода за детьми между матерями и нянямине способствует изменению гендерныхграниц. Мужчины по-прежнему гораздоменее вовлечены в мир заботы о детях.По-прежнему баланс родительства и работы- это проблемы женской роли. И это нетолько двойная нагрузка, но и определеннаяпривилегия эмоциональной вовлеченности,заботы и соучастия, которой мужчинылишены. Может быть, именно легитимнаявозможность баланса ролей и продлеваетженщинам жизнь, делая ее осмысленной иэмоционально насыщенной.
Также этот процесс сопровождаетсягомосоциальным классовым расслоением.Эмансипация от домашних забот женщинв средних и высших слоях населенияпроисходит за счет женщин, которыеоказываются внизу экономическойстратификации. Переопределение гендерныхролей не происходит, равное партнерствоосуществляется по мужскому образцу –за счет сокращения домашних заботпривилегированных женщин, а не за счетприобщения к ним мужчин. Скандинавскийвариант гендерного равенства – совместноеучастие - пока еще недостижим.
Очень важно и то, что до сих пор рынокнаемного домашнего труда пополняетсяженщинами старшего возраста. Этосвидетельствует о том, что в нашемобществе сохраняется тяжелое положениепожилых людей, в том числе женщин. Онизачастую вынуждены работать «в людях».При этом многие из них могут восприниматьэтот труд с большим удовлетворением,не только из-за того, что они получаютэкономическую независимость от семьи.Природа индивидуализированногоаффективного труда - заботы, направленнойна детей, - такова, что она может бытьсвязана с высоким уровнем удовлетворения.Но, тем не менее – и в этом мы сильноотличаемся от западных обществ, -освобождение молодых и сильных во многомпроисходит за счет пожилых.
В современном российском обществепроблематизируется культура взаимодействиймежду домашними работниками и нанимателями.Один сегмент нанимателей относится кним как к равным, как к помощникам врешении баланса занятости и домашнихзабот. Другие – склонны демонстрироватьи выстраивать жесткие символическиебарьеры, опираясь на культурную модельсословного общества - модель домашнейприслуги. Отношения с домашнимиработниками – наряду с другимихарактеристиками образа жизни - показательстатусной позиции семьи и ее культуры.
И если говорить про какие-топрогнозы относительно приватной сферы?
Думаю, что процесс будет развиваться,и правила взаимодействия будут всеболее стандартизироваться икодифицироваться. Бебиситтерство каккультурная модель ухода за детьми,скорее всего, будет доминировать,постепенно женщины-пенсионерки уступятместо молодому контингенту нянь. Этопредположение связано, в том числе, сучетом развития социальной политики всторону удовлетворения растущего спросана детские сады и ясли и социальногообеспечения старости. Вопрос о перспективахгендерного равенства в уходе за детьми– предмет особого обсуждения. Я считаю,что необходимы дальнейшие исследованияв сфере оплачиваемого домашнего труда,причем в междисциплинарном пространстве.Наш проект – один из первых, в которомподнимается эта тематика. (Еще одноизвестное мне исследование этогофеномена проведено Еленой Евдокимовойиз СИ РАН в Петербурге). Данные явнонедостаточны. Процесс развивается. Егонужно отслеживать, принимая во вниманиерегиональные, классовые и культурныеразличия. В частности, необходимыфокусированные исследования жизненныхстратегий нянь-мигранток, культурнойтипизации домашнего труда. Этим мы ибудем заниматься в дальнейшем - и нетолько мы, я надеюсь.
1 Исследование было поддержано Финской Академией, в нем принимал участие также Центр Независимых социологических исследований.