6 февраля комитет Госдумы по конституционному и государственному законодательству обсудил поправки в закон о выборах депутатов Госдумы, предлагающие возвращение к смешанной системе, когда половина депутатов избираются по одномандатным округам. Одобрение получили предложения, вносящие серьезные фильтры для партий, не имеющих представительства в законодательных собраниях регионов, и ограничивающие избирательные права осужденных по тяжким и особо тяжким статьям.
Напомним, что данный законопроект был внесен президентом России еще в марте 2013 года, в феврале прошел первое чтение, но потом его продвижение остановилось. Сроки предоставления поправок к нему постоянно продлевались. Сейчас известно, что второе чтение состоится 12 февраля.
Поправки, предполагающие фильтры для новых партий, обсуждались первыми. Согласно им, партии, не имеющие представительства в Госдуме или законодательных собраниях регионов, будут вынуждены собрать 200 тысяч подписей избирателей для участия в выборной гонке. Причем собирать более 7 тысяч подписей в одном субъекте федерации запрещается.
Против поправок пытался возразить депутат Госдумы Дмитрий Гудков, исключенный из партии «Справедливая Россия» за участие в Координационном совете оппозиции. Он апеллировал к тому, что далеко не все партии успеют поучаствовать в выборах: «Есть политические партии, которые никак не могут пройти регистрацию и при этом пользуются большой популярностью. У них может не быть шанса участвовать хоть в каких-то избирательных кампаниях». Депутат выразил сомнение и в том, что избирком всегда будет принимать честно собранные подписи: «Мы прекрасно понимаем, что у нас творится с подписями». Кстати, при входе в Госдуму параллельно шли пикеты партии «Альянс зеленых» против одобрения подобных фильтров.
Однако большинство присутствующих депутатов Гудкова не поддержали. В КПРФ подчеркнули, что предложенные поправки помогут бороться со спойлерами. Примечательно, что эти предложения были внесены от имени лидеров всех четырех парламентских фракций: Сергея Миронова от «Справедливой России», Владимира Жириновского от ЛДПР, Геннадия Зюганова от КПРФ и Владимира Васильева от «Единой России».
Сам Дмитрий Гудков проголосовал против, но был поставлен в неловкую ситуацию - он вынужден был поддержать их от имени депутата от фракции «Справедливая Россия» Александра Агеева, который выдал ему доверенность на распоряжение своим голосом.
Следующая обсуждаемая поправка касалась запрета на участие в выборах в Госдуму людям, признанным виновными по тяжким и особо тяжким статьям. Согласно документу, лица, осужденные за тяжкие преступления, не смогут баллотироваться на выборах только в течение десяти лет со дня освобождения.
Здесь активно протестовали против поправки представители КПРФ. Присутствующий на этой встрече депутат Владимир Бессонов напомнил, что в отношении него заведено уголовное дело по статье 318 УК (применении насилия в отношении представителя власти). Законодатель рассказал всем, что не уверен в справедливости грозящего расследования.
Председатель комитета Владимир Плигин призывал Бессонова в своем выступлении не обсуждать свое дело, так как этим он «разрушает концепцию своей защиты в суде». Депутаты фракции ЛДПР тоже выступили против поправки. Парламентская оппозиция не уверена, что с помощью предлагаемой нормы власти не будут просто избавляться от неугодных им депутатов.
Дмитрий Гудков в споре против этой поправки напомнил, что она не даст возможности участвовать в выборах популярным оппозиционным лидером, типа Алексея Навального. Однако поправки остались в таблице рекомендуемых.
Ряд других, не таких резонансных поправок, принимались группой. После этого Гудков предложил свой вариант кардинального изменения законодательства путем введения связанной системы выборов, принятой в ряде европейских стран, в частности, в Германии. У нас ее отстаивает известный политолог Аркадий Любарев. Предлагаемая система подразумевает, что партия получает места в зависимости от количества мандатов минус их результат по одномандатным округам.
Кому-то из КПРФ эта система понравилась. Но член фракции «Единая Россия» Дмитрий Вяткин заявил, что у нас такое работать не будет, так как у нас количество мест в нижней палате парламента фиксированное, а в Германии – «плавающее».