Антиамериканизм – естественное психологическое явление. Достаточно того, что когда у нас день, в Америке – ночь. Америка – “волшебная страна”, в которую нельзя дойти или доехать по земле. Там живут наши Антиподы. Для нас, людей Европы, Азии и Африки, эта страна была, есть и ещё долго будет воплощением нездешней жизни, притягивающего и отталкивающего инобытия. Но для одних из нас она оборачивается райскими грёзами, а для других кошмарным сном, потому что в неё изначально заложено и то, и другое.
Сначала вообще никакой Америки не было. Наш европейский романтик Христофор Колумб открыл её и провозгласил волшебной страной Индией. Потом другой путешественник назвал её своим именем. Вслед за этими искателями приключений мы тоже приехали туда и истребили древнюю цивилизацию индейцев, чтобы расчистить себе место. На этом месте мы поставили памятник Свободе и стали придумывать, как создать здесь государство-утопию идеальной справедливости и равных для всех возможностей. Это было трудно, потому что мы изначально не были равны между собой. Многие из нас были привезены туда насильно из Африки в качестве рабов. Для этой части нас страна свободы обернулась страной рабства.
К тому же, помимо Свободы, нас гипнотизировал ещё один кумир - Деньги. Казалось, что магия Денег уничтожит проклятые вопросы бытия, которые мы привезли с собой из дома. Но это оказалось такой же утопией, как и Свобода.
Один из нас, потомок африканских рабов, сказал: “Я имею мечту-сон, что мы все когда-нибудь станем свободными и будем любить друг друга”. Эти слова с детства знает наизусть любой житель Америки, но они всегда остаются мечтой. Во имя этой мечты-сна многие из нас продолжали устремляться в Америку, не думая о возможных разочарованиях, которые неизбежно нас там настигали. При этом нас постоянно мучила необъяснимая тоска по родине, и даже тем, кто приближался к осуществлению сна-мечты, мечталось привезти её домой.
Противоречивое отношение к Америке – парадоксальная любовь-ненависть к Инобытию, к своему “Другому”. На Америку проецируются навязчивые состояния наших древних культур, тысячелетние демоны, от которых мы одновременно мечтаем и боимся освободиться. Сама же Америка становится всё более похожей на нас. Когда она окончательно станет “просто одной из стран”, на её месте возникнет пустота, с которой надо будет что-то делать.
Здесь уже можно сосредоточиться на том особом “мы”, которое до сих пор умышленно скрадывалось. Это “мы” – Россия. Для Европы и мира Россия является такой же страной-сном, как и Америка. Россия – совершенно особое историческое, географическое и культурное пространство, наделенное соответствующими мифологическими функциями. Для других народов мы, как и Америка, являемся парадоксальным объектом, вызывающим одновременно страх и интерес. При этом между собой наши две страны традиционно общались как империи-антиподы, мучительно осознающие свое бремя.
Наиболее показательной фазой этого сосуществования был советский период, в течение которого мы с Америкой успели побыть и союзниками в горячей, и врагами в холодной войне. СССР был стабильной и по-своему внутренне гармоничной державой, достойно преодолевавшей свои кризисы, как и Америка. В обоих странах существовали определенные модели свободы и контроля, не противоречившие социальным и культурным традициям. Обе страны имели более или менее честно разделенные сферы влияния в мире. Сам мир при этом едва ли не более стабильным, чем в нынешнюю эпоху “несостоявшегося конца истории”. Если убрать за скобки различные стереотипы, то будет очевидно, что отношения СССР и США логично описать как что-то вроде диалектического единства и борьбы противоположностей.
Когда великий и могучий Советский Союз превратился в хаотичную и растерянную Россию, это стало огромным испытанием для обеих сторон. Чем это обернулось для нас, не требует комментариев. Но менее очевидно то, какими проблемами “победа в холодной войне” обернулось для Соединенных Штатов. Принято считать, что они остались этим вполне довольны. Но представим себя на их месте и подумаем, что бы делал Советский Союз без Америки. В какой-то степени ему пришлось бы отчасти превратиться в дракона, которого он проглотил. Не случайно многие американцы сейчас с грустью говорят: “Мы превращаемся в Советский Союз”. Бремя единственной в мире сверхдержавы трагично не только одиночеством и ощущением всеобщего недоверия и ненависти, но и неизбежностью “часа икс”, когда придётся уйти.
Можно выделить три волны российского антиамериканизма. В советский период существовал отрицательный образ расистской, капиталистической и империалистической Америки, союзником против которой был социалистический лагерь и часть “третьего мира”. Параллельно с ним существовал условно-нонконформистский “зеркальный” миф о самой свободной стране в мире, происходивший от недоверия к пропаганде. В эпоху перестройки и раннего Ельцина этот миф на какое-то время стал мейнстримным. Но на либеральной почве формировался постсоветский антиамериканизм. Во-первых, падение железного занавеса помогло нам увидеть реальные проблемы Америки, в результате чего был развеян миф о заокеанском “рае” Во-вторых, идеологический кризис привел в движение старые и новые модели национальной идентичности, почвеннический изоляционизм, евразийский империализм, неокоммунизм и левый антиглобализм. Во всех этих идеологиях есть четко выраженный антиамериканский заряд. Наконец, на уровне реальной политики, одиозные действия США в Сербии спровоцировали знаменитый разворот самолёта над Атлантикой, ставший символом концепции многополярности и поиска союза с антиамериканскими силами в мире.
Перелом в этой тенденции наступил 11 сентября, когда мы почувствовали себя союзниками США в борьбе с новым врагом. Но в 2003 году, после военных действий Америки в Ираке, у нас понемногу начался прилив новой волны антиамериканизма, на этот раз имеющего преимущественно европейское лицо. Понятно недоверие тысячелетних народов к безмятежному жизнерадостному острову кока-колы, макдональдса, майкрософта и политкорректности, почти не участвовавшему в мировых войнах и успешно предентующему на мировое господство. Но нам, в качестве европейцев, не стоит кичиться собой и забывать, “откуда есть пошла” эта самая Америка и от каких страшных демонов нашей любимой тысячелетней культуры мы мечтали освободиться, открывая и обустраивая её. А в качестве преемников государства Российского и Советского Союза, имеет смысл время от времени задумываться о тех исторических, географических и политических факторах, которые делают нас в чем-то гораздо более родными для наших “антиподов”, чем для ближайших соседей.
Тогда всё будет окей.