будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Страна
Короленко Псой

Как нам обустроить Америку

Как нам обустроить Америку
98_08

Антиамериканизм – естественное психологическое явление. Достаточно того, что когда у нас день, в Америке – ночь. Америка – “волшебная страна”, в которую нельзя дойти или доехать по земле. Там живут наши Антиподы. Для нас, людей Европы, Азии и Африки, эта страна была, есть и ещё долго будет воплощением нездешней жизни, притягивающего и отталкивающего инобытия. Но для одних из нас она оборачивается райскими грёзами, а для других  кошмарным сном,  потому что в неё изначально заложено и то, и другое.

Сначала вообще никакой Америки не было. Наш европейский романтик Христофор Колумб открыл её и провозгласил волшебной страной Индией. Потом другой путешественник назвал её своим именем. Вслед за этими искателями приключений мы тоже приехали туда и истребили древнюю цивилизацию индейцев, чтобы расчистить себе место. На этом месте мы поставили памятник Свободе и стали придумывать, как создать здесь государство-утопию идеальной справедливости и равных для всех возможностей.  Это было трудно, потому что мы изначально не были равны между собой. Многие из нас были привезены туда насильно из Африки в качестве рабов.  Для этой части нас страна свободы обернулась страной рабства.

К тому же, помимо Свободы, нас гипнотизировал ещё один кумир - Деньги. Казалось, что магия Денег уничтожит проклятые вопросы бытия, которые мы привезли с собой из дома.  Но это оказалось такой же утопией, как и Свобода.

Один из нас, потомок африканских рабов, сказал: “Я имею мечту-сон, что мы все когда-нибудь станем свободными и будем любить друг друга”. Эти слова с детства знает наизусть любой житель Америки, но они всегда остаются мечтой. Во имя этой мечты-сна многие из нас продолжали устремляться в Америку, не думая о возможных разочарованиях, которые неизбежно нас там настигали. При этом нас постоянно мучила необъяснимая тоска по родине, и даже тем, кто приближался к осуществлению сна-мечты, мечталось привезти её домой.

Противоречивое отношение к Америке – парадоксальная любовь-ненависть к Инобытию, к своему “Другому”. На Америку проецируются навязчивые состояния наших древних культур, тысячелетние демоны, от которых мы одновременно мечтаем и боимся освободиться. Сама же Америка становится всё более похожей на нас. Когда она окончательно станет “просто одной из стран”, на её месте возникнет пустота, с которой надо будет что-то делать.

Здесь уже можно сосредоточиться на том особом “мы”, которое до сих пор умышленно скрадывалось. Это “мы” – Россия. Для Европы и мира Россия является такой же страной-сном, как и Америка. Россия – совершенно особое историческое, географическое и культурное пространство, наделенное соответствующими мифологическими функциями.  Для других народов мы, как и Америка, являемся парадоксальным объектом, вызывающим одновременно страх и интерес. При этом между собой наши две страны традиционно общались как империи-антиподы, мучительно осознающие свое бремя.

Наиболее показательной фазой этого сосуществования был советский период, в течение которого мы с Америкой успели побыть и союзниками в горячей, и врагами в холодной войне. СССР был стабильной и по-своему внутренне гармоничной державой, достойно преодолевавшей свои кризисы, как и Америка. В обоих странах существовали определенные модели свободы и контроля, не противоречившие социальным и культурным традициям. Обе страны имели более или менее честно разделенные сферы влияния в мире. Сам мир при этом едва ли не более стабильным, чем в нынешнюю эпоху “несостоявшегося конца истории”. Если убрать за скобки различные стереотипы, то будет очевидно, что отношения СССР и США логично описать как что-то вроде диалектического единства и борьбы противоположностей.

Когда великий и могучий Советский Союз превратился в хаотичную и растерянную Россию, это стало огромным испытанием для обеих сторон. Чем это обернулось для нас, не требует комментариев. Но менее очевидно то, какими проблемами “победа в холодной войне” обернулось для Соединенных Штатов. Принято считать, что они остались этим вполне довольны. Но представим себя на их месте и подумаем, что бы делал Советский Союз без Америки. В какой-то степени ему пришлось бы отчасти превратиться в дракона, которого он проглотил. Не случайно многие американцы сейчас с грустью говорят: “Мы превращаемся в Советский Союз”. Бремя единственной в мире сверхдержавы трагично не только одиночеством и ощущением всеобщего недоверия и ненависти, но и неизбежностью “часа икс”, когда придётся уйти.

Можно выделить три волны российского антиамериканизма. В советский период существовал отрицательный образ расистской, капиталистической и империалистической Америки, союзником против которой был социалистический лагерь и часть “третьего мира”.  Параллельно с ним существовал условно-нонконформистский “зеркальный” миф о самой свободной стране в мире, происходивший от недоверия к пропаганде. В эпоху перестройки и раннего Ельцина этот миф на какое-то время стал мейнстримным. Но на либеральной почве формировался постсоветский антиамериканизм. Во-первых, падение железного занавеса помогло нам увидеть реальные проблемы Америки, в результате чего был развеян миф о заокеанском “рае” Во-вторых, идеологический кризис привел в движение старые и новые модели национальной идентичности, почвеннический изоляционизм, евразийский империализм,  неокоммунизм и левый антиглобализм.  Во всех этих идеологиях есть четко выраженный антиамериканский заряд. Наконец, на уровне реальной политики, одиозные действия США в Сербии спровоцировали знаменитый разворот самолёта над Атлантикой, ставший символом концепции многополярности и поиска союза с антиамериканскими силами в мире. 

Перелом в этой тенденции наступил 11 сентября, когда мы почувствовали себя союзниками США в борьбе с новым врагом. Но в 2003 году, после военных действий Америки в Ираке, у нас понемногу начался прилив новой волны антиамериканизма, на этот раз имеющего преимущественно европейское лицо. Понятно недоверие тысячелетних народов к безмятежному жизнерадостному острову кока-колы, макдональдса, майкрософта и политкорректности, почти не участвовавшему в мировых войнах и успешно предентующему на мировое господство. Но нам, в качестве европейцев, не стоит кичиться собой и забывать, “откуда есть пошла” эта самая Америка и от каких страшных демонов нашей любимой тысячелетней культуры мы мечтали освободиться, открывая и обустраивая её. А в качестве преемников государства Российского и Советского Союза, имеет смысл время от времени задумываться о тех исторических, географических и  политических факторах, которые делают нас в чем-то гораздо более родными для наших “антиподов”, чем для ближайших соседей. 

Тогда всё будет окей.

Короленко Псой
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).