будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Страна
Ицкович Дмитрий Муравьев Алексей

Как нам примириться в себе

Как нам примириться в себе
staro
Фото авторов

Тезисы о значении старообрядчества

  • Около двух лет назад, размышляя о очередном общественном расколе, мы обнаружили, что его исторический источник, движок непрекращающейся «гражданской войны» находится в Расколе 17 в. Не преодолев его невозможно преодолеть раскол сегодняшний. И мы обратились к живой половине и задали вопрос:«Зачем нам старообрядчество и что нам до него?». Бывают живые, прошедшие через историю институты, а это тут перед нами несколько даже больше, чем один институт. Это система институтов, переживших национальную катастрофу, брат близнец, несущий в себе, может быть, утраченные гены. Брат, который трансформировался и сам по себе, и во взаимодействии с «центральной» системой, но постоянно давал живительные прививки для всего народа... Русское казачество сформировалось под воздействием и в контексте борьбы за старую веру: атаман Булавин, Игнат Некрасов, да и Стенька Разин были старообрядцами, и старая вера дала казачеству твердость и особую устойчивость. Среди героев войны 1812 года было немало старообрядцев, что и понятно, - защита родины всегда была их «коньком» - атаман Матвей Платов, генерал-майор Андриан Денисов,партизанские командиры Ермолай Четвертаков, Герасим Курин, Василиса Кожина.Заслуги их были в войне и сохранении Москвы были весьма значительны, а с сентября 1812-го по январь 1813 года должность городского головы в Москве исполнял старообрядец Прокопий Дмитриевич Шелапутин. Русское купечество выросло из старообрядческой среды и смогло конкурировать с немцами и англичанами как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Среди ученых было немало выходцев из старообрядчества: известный изобретатель и инженер Иван Кулибин, М. В Ломоносов, изобретатели паровоза Черепановы, изобретатель телевидения Владимир Зворыкин, инженер-гидроаэродинамик Дмитрий Рябушинский, экономист Иван Кириллов, социолог Питирим Сорокин, академик Д. Лихачев, наши современники биофизик Н. Борисов, химик епископ Аплоллинарий Дубинин, историк-кельтолог Г. Бондаренко, филолг-древнерусист Н.Понырко….

  • И вот тема стала модной. На одном из центральных российских телеканалов с максимальными рейтингами прошел показ 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол», посвященный событиям 17 в., разорвавшим русское общество и вызвавшим к жизни существование Русского православия в расколотом виде. Зимой 2014 г. впервые за 350 лет произошла встреча главы российского государства и старообрядческого митрополита Корнилия. Журнал «Дилетант» посвятил Расколу и старообрядчеству отдельный номер, презентация которого прошла 24 декабря в РИА-Новости. 15 марта канал Россия-24 впервые показал развернутое интервью со старообрядческим митрополитом Корнилием. 2 мая при поддержке Института проблем гражданского общества в российском Доме Музыки прошел концерт старообрядческого знаменного пения. 19 мая на канале «Культура» прошла передача Александра Архангельского «Тем временем», целиком посвященная старообрядчеству как шансу России. Все это свидетельствует о растущем интересе к тематике, которую мы считаем главной для разговора о нашем будущем. На наших глазах произошло включение этой повестки в декларационную историческую и религиозную политику. Но включили как-то замусоленно, как один из обертонов, нам же представляется, что это фундамент.

  • Итак, о чем, собственно, речь? Старообрядчеством мы будем называтьтрадицию русского православия и русской мысли и жизни, которая в силу исторических причин с середины 17 в. и до настоящего времени развивалась самостоятельно и отдельно от государственного православия.

Чем старообрядчество не является? С одной стороны, оно не является ни сектой, ни группой маргиналов, ни группой заговорщиков, ни обществом реконструкторов, ни «косплеем». С другой стороны, оно не является ни цехом, ни профсоюзом, ни, собственно, отдельной социальной группой. Старообрядцы существуют в обществе рядом с прочими людьми, принадлежащими православной традиции, являются обычными членами современного общества, особенность которых – сохранение определенного типа ценностей. Это хранители.

  • Эти ценности суть: вера, укорененная в бытовом укладе, но отрефлексированная в рациональных категориях. Честный труд не ради одного заработка. Круговая порука и взаимопомощь («своих не бросаем»). Личная ответственность вместо «послушания» и страха. Автономия личности. Самобытность не музейная, не замусоренная показухой, а настоящая и глубинная. 

  • Каков опыт и заслуги? В течение 350 лет старообрядцы выработали модус существования православной церкви вне государственного контроля и государственной повестки дня. Осознав государственное принуждение в вопросах религии как экзистенциальную угрозу, старообрядцы смогли сами выработать повестку дня из нескольких пунктов:

а) нравственная ответственность, трудовая этика на русской почве;

б) традиционные жесткие формы религиозной жизни, сохраняющие нетронутой религиозную символику;

в) способность сочетать модернизационные прорывы с глубокими национальными устоями;

г) патриотизм,обусловленный покаянием.

Старообрядческие общины продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Старообрядцы прилагали большие усилия в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. Именно они сохранили древнее знаменное пение, древнерусскую икону, традиции древнерусского церковного зодчества. Помимо этого, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием. 

  • Зачем старообрядчество нужно современному российскому обществу? Мы считаем, что современное общество уже 300 лет живет в состоянии внутренней раздробленности. Православная церковь расколота, в обществе идет «скрытая война» (термин В. Найшуля)? Антагонизм очень значительный, из-за неструктурности процветает аномия (взятки, неспособность организоваться, безответственность, пофигизм, халтура, туфта). Старообрядчество как носитель корректирующих ценностей может выступить в качестве стороны, претерпевшей страдания и готовой сделать свои ценности общими. Старообрядчество – это шанс и условие своей модели модернизации, без окончательной потери идентичности. Важнее даже само действие примирения и преодоления раскола, которое неизбежно приведет к значительным институциональным реформам.

  • Как это осуществить? Можно ли стать старообрядцем? Нужно ли старообрядцам стать новообрядцами? Можно ли восстановить единство православия, сохранив обе традиции? Все эти вопросы апеллируют к внешнему, а мы хотели бы поставить вопрос о внутреннем смысле.

Речь идет о полноценной программе национально-религиозного примирения, которое может осуществиться только в случае отказа от опоры на власть. Старообрядцем можно стать, и многие становятся, принимая на себя некоторое религиозные и нравственно-бытовые обязательства, меняющие их жизнь.

Представление о том, что старообрядчество должно войти в РПЦ или быть поглощено ею, или наоборот заранее следует отбросить как невозможные. Это ничего не даст, в этой войне не может быть победы. Сейчас ясно, что это не произойдет никогда и в такой форме примирение состояться не может. Однако, если поставить вопрос с другого конца и представить себе, что должно произойти, чтобы состоялось примирение, то можно сказать, что сама по себе выработка тезисов примирения замечательное и важное общественное действие. В ходе дискуссии, будут ясны формы трансформации состояния расколотости в состояние единства. Мы думаем, что без воссоздания духовного единства русского народа (включающего в себя все народы России) невозможны никакие серьезные реформы и улучшения экономической и социальной политики.

Ицкович Дмитрий Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).