будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Азербайджан русская политейя
Май 12, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Как оскверняли святыню

Как оскверняли святыню
svyatyni-1302-0
Память. Источник: Фото: club.foto.ru

Неработающий египтянин, который под конец новогоднего праздничного марафона в состоянии алкогольного опьянения помочился прямо в Вечный огонь на Аллее Героев города Волгограда (так и не переименованного в Сталинград вопреки крикам прогрессивной общественности), посажен под замок. Так закончилась история непонятного осквернения «тел погибших» со стороны неработающего гостя знаменитого города на Волге. То, что египтянин, сбежавший в русскую глубинку от ужасов Тахрира, не очень хорошо понимал, что делает, вполне вероятно. Но «ценностный ожог», который его поведение нанесло российскому обществу, довольно ощутим. Прохожие кинулись на осквернителя с кулаками, но и тот оказался не промах, так что к статье о «надругательстве на телами погибших»  прибавилась и новая – о причинении побоев.

Вечный огонь на Аллее Героев

Неизвестно, давно ли неработающий египтянин жил в городе на Волге и успел ли он ознакомиться с советским ритуалом почитания Вечных огней, однако для справления нужды можно было выбрать и менее заметное место. Вполне резонно будет предположить, что в его поведении скрыт некий религиозно-полемический смысл: ислам, как известно, плохо относился к зороастрийскому почитанию огня, считая его «шарк», скверной и мерзостью в глазах Бога. Впрочем, религиозная совесть этого жителя далекого Мисра так и останется для нас загадкой. Был ли он ревнителем (что мешает признать факт опьянения) или просто не осознавал культурно-религиозного смысла советского ритуала – непонятно.  Но конфликт налицо и ценности оскорблены. Египтянин не увидел линии фронта и перешел ее, не увидел границы сакрального, святыни народной памяти, ибо такая граница проходит по культуре, и наступил на святыню.

Другая история с оскорблением ценностей, на этот раз национальных, произошла в Азербайджане, где народный писатель страны Акрам Айлисли оказался под огнем критики и практически был обвинен едва ли не в национальном предательстве после того, как его роман «Каменные сны» напечатали на родном тюркском в Баку. В романе герои без всякой симпатии говорят об убийствах армян в конце ХХ в. Более того, депутаты предали книгу Айлисли символическому сожжению, а самого народного писателя лишили звания народного и даже предложили проверить на психическое заболевание и на генетический код. А вдруг он тайный армянин?

Акрам Айлисли

Перед нам другой ожог, более сложно устроенный. Гекатомба, воздвигнутая за время Карабахского конфликта, была сконвертирована в мифологию абсолютного негатива с двух сторон, но в Азербайджане оказалось, что отказ от этой односторонней мифологии чреват выпадением из социума и народа. Мифологические злодеи (например, армяне) не могут быть защищаемы. Вспомним историю офицера-азербайджанца, зарезавшего во сне своего сослуживца-армянина в Венгрии. Он, как известно, вернулся домой героем. Как героем вернулся домой осетинец, зарезавший швейцарского авиадиспетчера, виновного в смерти его дочери.

Прошлое, связанное с массовой гибелью людей, цементирует отношение их потомков к реальным или коллективным виновникам с помощью мифологического клея и накручивания эмоций вокруг ненависти к противнику. Ненависть – мгновенное чувство и его легко растерять. Г.С. Померанц рассказывал, что немцев во время войны сильно ненавидели, но идя в атаку в Сталинграде, он уже не чувствовал той ненависти, а когда брали первую линию укреплений, то пленных немцев и вовсе угощали сигаретами.

Чтобы ненавидеть врага, его надо дегуманизировать. И это обратная сторона процесса. Айлисли оказался в авангарде и стал угощать папиросами врага в то время, как масса его соплеменников еще бежала, задыхаясь от бешенства,  к уже взятым окопам. Писатель осквернил святыню ненависти.

Собственно, в этом и состоит задача культурных лидеров – сигнализировать о конце атаки и даже о конце войны. Когда война прекращается в литературе или кино, она переходит в стадию реликта. За  Окуджавой и Астафьевым началось переосмысление Великой Отечественной войны.  Вместо схем появились драматические коллизии, а вместо дегуманизированных фрицев – живые люди.  Для этого нужен диалог, проговаривание ценностей, установление шкал.

Ветераны Карабаха

 Для того, чтобы перевести актуальное в историю, его нужно обратно гуманизировать. Нерасчлененность чужого негуманистична, но ее можно раскрыть как человеческую и общественную ценность через язык, и шире - через культуру. Египтянину из Волгограда можно показать границу и он поймет, либо вступит в спор, защищая свое понимание. Но это будет уже диалог. Писателям и политикам, клеймящим Айлисли, можно сделать лишь одно – сменить мифологический ряд культуры. Мышление бинарными оппозициями всегда приводит к тому, что возникает желание убить врага, уничтожить его. Но общество сложнее, чем кажется, ибо состоит из людей. Вчерашний враг может оказаться завтрашним другом.

Ценностные ожоги – наиболее конфликтогенное поле, и только усложнением культурных рядов можно придать им характер творческих конфликтов вместо триггеров истерии самоуничтожения. Там, где видна тень дегуманизации во имя борьбы, неизбежен новый виток ненависти, который как водоворот вовлекает все больше и больше предметов. Святыня ненависти - Ваал, который постоянно требует новых жертв. Но не затем ли Моисей восходил на Синай, чтобы разрушить этого идола?

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).