Сергей Иванов дал слово министра обороны, что отсрочки от призыва на военную службу для студентов отменяться не будут. Скорее всего, на этот раз он сказал правду – в том смысле, что пункт 2 статьи 24 закона «О воинской обязанности и военной службе» не тронут. Власти пойдут другим путем.
Наиболее вероятным способом обойтись без отмены отсрочек и в то же время резко сократить число учащихся, которые смогут ими воспользоваться, является переход на двухуровневую структуру высшего образования. Произойдет то, что еще весной предсказал ректор МГУ Виктор Садовничий. Перерыв между бакалавриатом и магистратурой будет использован Министерством обороны для призыва бакалавров в армию.
Такие попытки предпринимались уже не раз. Результат их при нынешнем состоянии законодательства зависит от правовой грамотности студентов и их готовности бороться за свои права. Самый наглядный пример имел место в Тульской области. По сообщению газеты "Молодой коммунар" от 15 февраля 2005 г., осенью прошлого года 13 студентов пятого и шестого курса Тульского университета, проживающие в г. Щекино, получили повестки из райвоенкомата о призыве на военную службу. Военные ссылались на справку из ВУЗа, где было указано, что обучение студентов на ступени "бакалавриат" заканчивается в 2004 году. Однако суд встал на сторону студентов и решил предоставить им отсрочку от службы в армии до получения высшего образования, а не одной его ступени – бакалавра.
«Ступень» здесь ключевое слово. Благодаря тому, что именно оно употребляется в Законах РФ "О высшем образовании" и "О высшем и послевузовском образовании", суд вынес такое решение.
Между тем в выступлении Министра образования и науки РФ А.Фурсенко на "Правительственном часе" в Государственной Думе 17 июня 2005 сообщается о подготовленном Законопроекте об уровнях высшего профессионального образования.
Законопроект предусматривает введение уровней высшего профессионального образования: первый уровень - бакалавр (3-4 года обучения), второй - магистратура (2 года) или подготовка специалиста (1-2 года обучения). По некоторым специальностям останется старая система. По сообщению министра, законопроект прошел согласования с министерствами и ведомствами и внесен в Правительство Российской Федерации.
Текст законопроекта широкой публике недоступен, однако с его концепцией можно ознакомиться на сайте Минобразования.
Кратко о сути изменений: «Бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста на базе бакалаврианта рассматриваются в качестве двух уровней (образовательных цензов) высшего образования с отдельными вступительными испытаниями при поступлении для обучения по соответствующим программам, отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр» или «магистр» либо квалификация «специалист»». В Концепции подчеркивается, что термин «уровень» должен заменить слово «ступень» в упомянутых выше законах.
Из Концепции ясно, что введение двух уровней наполняется конкретным содержанием, происходит реальное разделение образовательного процесса. Но для понимания возникающих последствий в отношении военной службы важнее чисто терминологическая замена «ступени» на «уровень».
В подпункте а) пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» говорится о праве на получение отсрочки от призыва на военную службу для получения среднего общего а также начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом «граждане вправе воспользоваться предусмотренной настоящим подпунктом отсрочкой от призыва на военную службу не более двух раз (для получения образования данного и более высокого уровня)». (Выделено автором – Л.В.)
То есть, выделяя последние два курса как отдельный уровень, законодатель лишает возможности продолжить образование тех, кто не завершил среднее образование до достижения 18 лет и, стало быть, при поступлении в ВУЗ воспользовался отсрочкой второй раз.
В Концепции также сообщается, что «Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно.»
Процесс переаттестации ВУЗов и ранжирования их по категориям уже пошел, и в некоторых регионах проходит довольно болезненно – недоучившиеся студенты, в том числе заплатившие за обучение, оказываются на улице.
По-видимому, значительное число, может быть, даже большинство ВУЗов на бюджетной основе будут готовить только бакалавров, и для их выпускников переход на следующую ступень может затянуться или вовсе не состояться. В этом случае даже перед теми, кто пользовался отсрочкой один раз, встает перспектива быть призванными в армию.
Добавим к этому, что, по сообщению заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию и здравоохранению и экологии Андрея Артюхова, опубликованному в «Российской газете» 14 апреля 2005 г., бакалавры не смогут поступать в аспирантуру. Для этого нужно будет закончить второй уровень высшего образования. То есть аспирантура станет значительно менее доступной, шансы попасть вместо нее в армию для юношей увеличиваются.
Разумеется, инициаторы реформ приводят аргументы в их пользу, во многом вполне разумные. В частности, двухуровневая система должна приблизить нас к Европе. Не вдаваясь в обсуждение преимуществ и недостатков новой системы, можно бы принять на веру, что первых значительно больше, чем последних (если рассматривать лишь собственно задачи образования). К сожалению, российская реальность не позволяет ограничиваться таким рассмотрением.
Но почему сторонникам «забривания» студентов приходится идти такими окольными путями? Почему отложена или отменена «огульная», по выражению президента, отмена отсрочек? Разумеется, сыграли роль протесты пенсионеров. Но еще один фактор остался мало замеченным, как это часто случается с общественными инициативами. С декабря прошлого года в России идет кампания против отмены отсрочек. Ее нельзя назвать массовой – заявлениям министра обороны и президента о том, что студенческие отсрочки будут сохранены, удалось «сбить волну». Однако «региональный охват» внушительный: 43 субъекта федерации. Полагаю, что для властей, которым «оранжевая угроза» мерещится за каждым кустом, этого достаточно, чтобы «притормозить».
Теперь организаторам кампании, к которым относится и автор этих строк, предстоит осмыслить новые вызовы. Все яснее становится, что борьба за сохранение отсрочек - это обрывание «цветочков» при сохранении «корешков». «Отбили атаку» на статью 24 – получили реформу образования по вкусу генералов. Не пройдет это – придумают что-нибудь еще. Так будет продолжаться до тех пор, пока целью власти будет сохранение массовой призывной армии – армии позавчерашнего дня.
Волчий билет от военкома Что готовят стране генералы?
Не числом, а уменьем Армейский призыв и альтернативная служба за границей
Генеральская лапша о военном призыве Попадут ли лукавые цифры на стол президенту?