Проблема. Зауряднее, наверное, не придумать. Некоторой организации необходимо повесить в Петербурге вывеску – не табличку у двери, а нормальную светящуюся рекламную вывеску. Причем весьма часто – даже в большинстве случаев – вывеску эту надо повесить на стену здания, не принадлежащего собственнику вывески. Потому, например, что вывеска вешается там, где она максимально заметна.
В течение многих лет, вплоть до середины текущего года, делалось это так. Вывеска заказывалась в соответствующей рекламной фирме, которая обычно и проводила необходимые согласования. Заказчик лишь платил за согласование деньги (небольшие сравнительно – порядка 100-150 долларов за вывеску размером 1,5х1,5 метра).
Согласования эти подразумевали, в первую очередь, получение комбинированной бумаги – т.н. "Архитектурно-Планировочного Задания" и, одновременно, "Паспорта объекта наружной рекламы и информации". Первая выдавалась городской структурой с величавым названием "Управление эстетики городской среды", вторая – загадочной "Комиссией по наблюдению за качеством рекламоносителей". В первой, по сути, согласовывалось место размещения рекламоносителя и его внешний вид. Во втором – конструктивные особенности и способы монтажа.
Помимо этого муниципальное ГУП "Городской центр размещения рекламы" заключало с хозяином вывески арендный договор, предоставляя право ее размещения на стене здания, находящегося в муниципальном ведении. За это хозяин ежемесячно платил деньги. Вот, собственно, и все.
Но нынешним летом грянули перемены. Городской парламент принял местный закон, вводящий новый порядок. Согласованием вывески теперь занимается "Санкт-Петербургское государственное учреждение "Городская реклама и информация". Теперь город уже не рискует собирать нахрапом деньги с того, что ему не принадлежит, – ибо в большинстве своем дома, на которых размещены вывески, не являются (и не являлись раньше) в полной мере городской собственностью. Это обычные питерские дома – с приватизированными и неприватизированными квартирами, с выкупленными и невыкупленными в частную собственность встроенными помещениями. Собственниками фасадов по закону являются совместно все собственники помещений дома. И город – в лучшем случае лишь один из них. Вот по новым правилам для согласования вывески и требуется получить согласие всех этих собственников.
Понятно, что сделать это практически невозможно. Никто не в состоянии обойти и "уломать" всех квартирохозяев многоквартирного дома – из которых кто-то в запое, кто-то в тюрьме, кто-то во Владивостоке, кто-то в Германии, кто-то в психушке, а кто-то – вообще неизвестно где. В качестве альтернативы предлагается согласование с управляющим домом ТСЖ, если таковое имеет специальные полномочия по сдаче фасадов в аренду для рекламных целей. Надо ли пояснять, что в действительности этих ТСЖ пока еще нету, и когда они появятся – не ясно. Как нету и "управляющих компаний, имеющих доверенность собственников дома на сдачу фасада в аренду". Как бы то ни было, в случае ТСЖ или ЖСК, например, предлагается получить от них следующий набор документов:
1. свидетельство о регистрации;
2. свидетельство о постановке на налоговый учет;
3. выписку из протокола общего собрания членов с решением о передаче в пользование третьим лицам части общего имущества под установку рекламных конструкций (с кворумом 1/2 членов);
4. копию устава;
5. собственно разрешение на установку вывески в той или иной форме (письмо, договор и т.д.).
Помимо этого владелец вывески должен предъявить для согласования пакет документов о себе, о месте установки и о внешнем виде вывески – всего около 10 пунктов. Но это самое простое и легкоосуществимое.
А вот реальную сложность представляет необходимость предоставить проект рекламной конструкции, выполненный в соответствии с действующим законодательством организацией, лицензированной на право осуществления деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом в составе деятельности: архитектурно-строительные решения: архитектурная часть; конструктивные решения: фундаменты, несущие и ограждающие конструкции, в случае разработки проекта рекламной конструкции с подсветкой: инженерное оборудование, сети и системы: электрооборудование, электроосвещение.
Речь идет, таким образом, о выполнении отдельной дополнительной работы лицензированной организацией – понятно, что за немалые деньги.
Добавим еще, что разрешение на вывеску должно быть дополнительно согласовано с:
1. Комитетом по градостроительству и архитектуре;
2. Управлением Государственной инспекции ГУВД;
3. Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры;
4. Государственной административной технической инспекцией;
5. Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству.
Впрочем, названные пять согласований "Городская реклама и информация" готова выполнить самостоятельно при наличии соответствующих поручений.
Весь этот пакет бумаг следует предоставить в 6 (шести) экземплярах.
Теперь задумаемся вот о чем. Ну ладно еще – новые вывески. Но ведь в городе есть тысячи – если не десятки тысяч – вывесок, установленных давно, АПЗ на которые, выдаваемые сроком на год, прежде продлевались автоматически. Как прикажете получить на них проектную документацию, соответствующую новым требованиям? Демонтировать вывеску и смотреть, как и из чего она сделана? Искать тех, кто изготавливал ее годы назад? Так и они едва ли что помнят, да и архитектурной лицензии у них наверняка нет…
По всей видимости, в этой своей части – относительно уже установленных и ранее согласованных рекламных конструкций – новый порядок категорически не соответствует российскому законодательству. Но только кто ж его оспорит – предприниматели предпочтут платить взятки чиновникам, а антимонопольное ведомство слишком увлечено повышением нравственного содержания рекламных постеров и роликов, чтобы обращать внимание на подобные мелочи. Вот так и будем жить.